Заседание состоялось 19 сентября в Мраморном зале Администрации Президента РФ и шло более семи часов без перерыва. Представители Минюста по непонятной причине. 

Член Совета Федерации и заместитель руководителя профильного Комитета СФ Л. Н. Бокова отметила, что в Концепции стоит задача обеспечить подконтрольность УИС институтам гражданского общества. Совет Федерации готов поддержать инициативы Совета по соблюдению прав человека в УИС. Членами ОНК в 2017 году осуществлено 3,5 посещений учреждений УИС. Прокурорами принесено 7797 протестов, из которых 7300 удовлетворено.

В осеннюю сессию Совет Федерации собирается уделить особое внимание вопросам снижения насилия и гуманизации УИС.

В 2018 году ОНК посетило учреждения УИЧ 1857 раз. В 50% случаев их сопровождали помощники по правам человека. Наиболее активно посещали ОНК Кировской, Свердловской, Иркутской областей, г. Москвы, Республики Мордовии. Сотрудники прокуратуры в 2018 году посетили учреждения УИС 2203 раза.

В 2018 году зарегистрирован 61 факт применения физической силы в отношении сотрудников. 

В 69 регионах помощники назначены из числа духовных лиц РПЦ, в четырех — из числа управлений мусульман, в семи — из числа светских лиц.

В каждом учреждении создан круглосуточный фельдшерский пост. 

Начальник Управления Генпрокуратуры РФ по надзору за исполнением законов за исполнением уголовных наказаний В. А. Макаров рассказал о поручении Генпрокурора о привлечении к ответственности следователей и прокуроров, вынесших незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и согласившихся с ними. 

В 2017 году на недозволенные методы воздействия, связанные с применением физической силы, пожаловались 2300 заключенных.

Я в своем выступлении отметил следующее. 

Относиться к заключенным надо так, как будто ты знаешь, что завтра этот человек будет твоим соседом. Эта позиция, высказанная А. А. Рудым, стала отправной точкой для подготовки наших предложений. 

Многое для этого можно сделать и без изменения законодательства. Вот о чем идет речь. 

  1. Просить ФСИН России включить в состав Общественных Советов при территориальных органах ФСИН наиболее принципиальных правозащитников; 
  2. Помощникам по правам человека совместно с ОНК и УПЧ регулярно проводить анонимные анкетирования на предмет применения неправомерного насилия и иных нарушений прав человека.
  3. Общественной Палате прекратить практику исключения из состава ОНК наиболее опытных и активных членов ОНК. 
  4. Включение более обширного изучения прав человека в обязательную программу обучения, подготовки и переподготовки сотрудников УИС; привлекать к преподаванию прав человека правозащитников, как это делали УФСИНы и ОНК 2 и 3 составов Архангельской и Мурманской областей. 
  5. Создать в каждом регионе Единое помещение для обеспечения безопасности для нахождения в нем обвиняемых и осужденных, заявивших о совершении в отношении них преступления и настаивающих на применении мер безопасности; привлечение к ответственности сотрудников, не обеспечивающих безопасность заявителей. Гончаров. 
  6. Шире использовать поощрения в воспитательной работе. В некоторых учреждениях на одно поощрение приходится пять взысканий. При этом взыскания налагаются за такие нарушения, как не поздоровался с сотрудником, не полностью представился, одет не по форме.
  7. Не допускать ограничений прав и законных интересов заключенных, не предусмотренных нормативно-правовыми актами. Например, в ряде учреждений в запираемых помещениях скамейки имеют высоту 20 см от пола, а стол расположен немного выше скамейки. Туалет расположен на высоте 60 см от пола. А в Т-2 Владимира на окне установлено внешнее стекло, которое не дает поступать в окно воздуху. При этом ОНК писало, что нарушений не выявлено.
  8. Повышение статуса психолога; в одном из учреждений в характеристике психолога читаю «все требования необходимо выражать аргументированно в беседе наедине с осужденным», а осужденному объявлен выговор за то, что он, находясь в камере ШИЗО, не выполнил команду делать зарядку, объявленную по радио. 
  9. Внести в приказ ФСИНа №696 полный перечень заболеваний, требующих лечебного питания. 
  10. Не всегда уголовные дела в отношении сотрудников УИС носят убедительный характер. Например, начальник ФКУ ИК №1 Адыгеи Руслан Бат был привлечен к ответственности за то, что при эпидемии, затронувшей поголовье свиней, смог спасти часть государственных средств. 
  11. Отменить явки с повинной как критерий оценки работы учреждений УИС.
  12. Создать совместную рабочую группу сотрудников Генпрокуратуры РФ и Верховного суда РФ для проверки уголовных дел по ст. 228 и 159 УК РФ, по которым имеется высокая вероятность фальсификации уголовных дел.

Требуются и определенные, хотя и не очень существенные изменения в законодательстве. Необходимо: 

  1. Изменить размер заработной платы работающих осужденных, зачисляемых на лицевой счет до 15%. 
  2. Ввести запрет на прием обвиняемых в СИЗО при отсутствии спальных мест по установленной норме, кроме лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.
  3. Ввести самостоятельный вид наказания в отношении иностранных граждан, совершивших преступления небольшой или средней степени тяжести — выдворение за пределы обвиняемого с согласия самого обвиняемого и потерпевшего.
  4. Поддержать поправки Уполномоченного по правам человека в РФ в части приближения места отбытия наказания к месту жительства.
  5. Об обязательной психологической реабилитации сотрудников УИС, работающих с осужденными.
  6. Создать по регионам единую базу данных о задержанных (группа «Сеть»).
  7. Возложить направление распоряжения о вступлении приговора в законную силу на суд, вынесший апелляционное постановление. 
  8. Дополнить УИК РФ нормой о том, что положительно характеризующиеся медицинские работники, педагогические работники, инженеры, предприниматели, иные лица, обладающие высокой квалификацией, с согласия ОНК могут быть привлечены к работе по профессии. 

Со стороны выступающих поступили следующие, как мне кажется, заслуживающие внимания предложения: 

  1. Законодательно определить порядок формирования Аппарата УПЧ в той части, в которой сотрудники Аппарата по доверенности Уполномоченного могут посещать учреждения УИС (А. А. Рудый).
  2. Создать на базе Уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России Службу пробации (Рудый).
  3. Пересмотреть перечень нормативных актов Минюста РФ, имеющих гриф ДСП, в сторону их сужения, в т.ч. приказа №252 (Костанов Ю. А.).
  4. Взять под контроль ФСИН России достаточность кабинетов для встреч с адвокатами для исключения ситуации, когда адвокаты вынуждены ждать по несколько дней своей очереди, как это имеет место в СИЗО «Лефортово». Не допускать отказа осужденного или обвиняемого от адвоката без конфиденциальной беседы между ними. 
  5. Изменить ст. 28-1 Закона «Об учреждениях и органах…» предусмотрев обязательную фиксацию применения спецсредств и физической силы на видеорегистратор. 
  6. Обязать органы и учреждения сообщать о месте отбытия наказания осужденным на следующий день после его отправки к месту отбытия наказания.
  7. Изолировать от других осужденных лиц, которые находятся на голодовке (Меркачева). 
  8. Выделить пытки в качестве самостоятельного состава преступления. 
  9. Включать УПЧ регионов в деятельность комиссий, проверяющих учреждения УИС по линии ФСИН России. 
  10. Для снижения численности заключенных по делам о наркотиках применять заместительную терапию. 
  11. Передать формирование ОНК в ведение Уполномоченного по правам человека (Борщев).
  12. Создать совместную рабочую группу по наиболее проблемным учреждениям УИС из представителей СПЧ, УПЧ, ФСИН, прокуратуры (Пономарев). 
  13. Разработать Правила внутреннего распорядка для колоний-поселений (Костанов).
  14. Создание Государственной автоматизированной колонии «ФСИН» (по аналогии с ГАС «Правосудие»).
  15. Создание автоматической программы отслеживания нестандартных ситуаций при осуществлении видеонаблюдения 
  16. Генеральному прокурору РФ более четко определить задачи прокуроров, надзирающих за учреждениями УИС. 
  17. Межведомственное взаимодействие прокурора, надзирающего за СИЗО, с прокурорами, надзирающими за правоохранительными органами, соблюдением социальных прав, поддерживающими государственное обвинение.
  18. Реформирование УИС возможно только при существенном сокращении численности заключенных в российской УИС (О. С. Шепелева).

Оригинал