Путешествие в Калмыкию.
Калмыкия — самый малонаселенный субъект между густонаселенных Ростовский и Волгоградской областей, а также Дагестаном. На 74 тыс. кв. км калмыцких степей и пустынь проживает всего лишь 175 тыс. человек. Еще в начале 1980-х население Калмыкии было на 40 тыс. человек больше.
Элиста — единственная столица южной и центральной России, куда в 1990-е годы перестали ходить поезда. В 2017 году железнодорожное сообщение пытались восстановить, из Элисты в Москву через Ставрополь стал ехать вагон. Однако длительность железнодорожной поездки — 52 часа, привела к тому, что поездка на поезде осталась не востребована.
Историческая судьба к калмыкам была немилосердна.
Начиналось все весьма неплохо. После того, как в конце XVI века ойраты (западные монголы) разделились на три ветви, самые западные создали Хошунское ханство, их соседи — могущественное Джунгарское ханство, восточная ветвь, преодолев более двух тысяч километров гор, степей и пустынь заняла обширные степи между реками Яиком и Доном.
Часть калмыков приняли христианство, и их столицей стал город Ставрополь-на-Волге, основанный в 1736 году по просьбе калмыцкого князя Петра Тайшина, крещенного лично Петром Первым (но это не нынешний Ставрополь, а город, известный нам сегодня как Тольятти). В начале XVII века калмыцкие тайши (главы племенных объединений) принесли присягу на верность российскому царю. А в 1690 году главный калмыцкий тайша Аюка из династии Торгутов получил от Далай-Ламы Пятого статус хана.
При третьем Калмыцком хане Дондук-Омбо численность калмыцкого войска достигала 50 тыс. человек. Статус правителя Калмыцкого ханства в течение всего XVIII века был неопределенным: поддерживая свои отношения с земляками в Джунгарии и Хошунском ханстве и духовным руководством ламаистов в Тибете, позиционируя себя перед китайскими властями как независимые правители, Калмыцкие ханы назначались или утверждались российскими властями, а калмыцкая армия участвовала в войнах, которые вела Россия, как часть армии российской.
Не всегда российское вмешательство было удачным. Полвека, прошедшие со смерти Аюки-хана в 1724 году до 1771 года, стали эпохой многочисленных интриг между калмыцкими лидерами, столкновений и междоусобиц.
В результате ряда ошибок, допущенных российскими властями, происков китайской дипломатии и недалекости молодого хана Убаши, в 1771 году 170 тыс. калмыков на 33 тысячах кибиток, покинули приволжские степи и направились в Джунгарию, которая к этому времени уже входила в состав цинского Китая. Плохая подготовка похода (который, кстати, готовился в течение трех лет), столкновение с народами, через землю которых направились беглецы, привела тому, что лишь не более 15–20 тыс. калмыков достигли цинской границы. Хан Убаши умер в Пекине в возрасте 30 лет. Трагическое переселение калмыков в Китай получило название Торгутского похода. В Калмыкии осталось лишь 12 тыс. кибиток, или около 60–70 тыс. человек.
Уход большей части калмыков в Китай привел к тому, что в 1771 году Екатерина Вторая ликвидировала Калмыцкое ханство и включила его территорию в состав Астраханской губернии.
В 1800 году император Павел восстановил Калмыцкое ханство. Но в 1803 году оно было ликвидировано вновь. На этот раз уже окончательно.
В XIX веке калмыки участвовали почти во всех войнах, которые вела Российская Империя.
Гражданская война разделила калмыков на две враждующих части. После поражения Белых почти 10% калмыков эмигрировало за пределы России и СССР. В 1921–1923 годах в Калмыкии разражается голод. Гражданская война и голод начала 1920-х годов приводят к тому, что из почти 200 тыс. калмыков за пять лет погибает и умирает 70 тыс. человек, или более трети всего народа.
Не обошел Калмыкию стороной и голод 1932–1934 годов. В его результате погибает еще 14 тыс. калмыков.
Справедливости ради надо сказать, что советская власть позволила вновь объединить Калмыкию в единое государственное образование: к 1917 году ее территория была разделена между Астраханской и Ставропольской губернией, Областью Войска Донского и Терской областью. Однако потрясения 1918–1934 годов оказались слишком сильны.
В 1941–1942 году часть калмыков переходят на сторону гитлеровской Германии. Создается Калмыцкий кавалерийский корпус доктора Доля. На территории Астраханской области и Ставропольского края активно действовало созданное по инициативе абвера бандформирование Басанга Огдонова.
Тем не менее масштабы предательства были несопоставимы с масштабами участия калмыков в Великой отечественной войне. В рядах Красной Армии сражалось более 25 тыс. калмыков или более шестой части всех калмыков СССР. Каждый третий из них погиб. 8 тыс. уроженцев Калмыкии получили ордена и медали, 21 стали героями Советского Союза. Генерал-полковник Ока Городовиков был командующим (затем заместителем командующего) кавалерии РККА. Его племенник генерал-майор Басанг Городовиков, командующий 184-й дивизией, мастер прорыва фашисткой обороны, в октябре 1944 года принял первый парад советских войск на территории Германии.
Однако судьба целого народа была предрешена. В декабре 1943 года началась операция «Улус». Калмыков по 40–50 человек набивали в вагоны, следующие в Сибирь и на Алтай. Вначале были депортированы калмыки из Калмыкии. Затем — из Астраханской и Ростовской областей. В 1944 году наступила очередь и для 15 тысяч калмыков-фронтовиков. Точное число погибших не известно, но считается, что за 1943–1959 годы из 120 тысяч калмыков погибло 67 тысяч. То есть более половины всего народа. Только в 1956 году калмыки вернулись на родную землю.
Хотя со дня возвращения калмыков на родину прошло уже 62 года, 13 лет изгнания и жизни в качестве спецпереселенцев до сих пор воспринимаются калмыками остро и болезненно.
Голод и калмыцкий холокост не исчерпали бед калмыков в XX веке.
До 1924 года калмыки писали сверху вниз на созданном в XVII веке «тодо бичиг» (ясном письме). Надпись на тодо бичиг можно увидеть на гербе второго по величине населенного пункта Калмыкии города Лагань. В 1924 году тодо бичиг была заменена на кириллицу. Проходит шесть лет, и кириллица меняется на латиницу. Еще 8 лет — и латиница вновь меняется на кириллицу. Такая чехарда разрушила преемственность литературной традиции калмыков.
Хотя во всех школах республики изучается калмыцкий язык, калмыцкую речь я слышал только на форуме: и молодежь, и люди среднего возраста по-калмыцки не говорят. Из 183 тыс. калмыков только лишь 80 тыс. владеют родным языком. Согласно выводам ЮНЕСКО, калмыцкий язык имеет опасность к исчезновению.
Еще одна трагедия — утрата нетленного тела ламы Кекш-Бакш (настоящее имя Шивн Давг). Кекш-Бакш умер в середине XIX века. До 1928 года его нетленное, похожее на живое, тело находилось в усыпальнице в пос. Яшкуль. Тело лежало в деревянном саркофаге, закрытом стеклом. В 1929 году под предлогом изучения феномена сохранения тела почти 80 лет, оно было увезено в Элисту, после чего его следы потерялись, а тело было утрачено.
Все эти беды не сломили калмыков: за три дня нахождения в Элисте передо мною предстали веселые, находчивые, энергичные люди, критически мыслящие, с множеством разных планов и задумок.