Миновал день 11 сентября.
В буднях задержаний, связанных с единым днем голосования, я как-то совсем и забыл о том, что всегда ждал этот день с трепетом. А несколько лет в 1980-е даже ездил на улицу Сальвадора Альенде и вместе с ребятами из клуба «Юных коммунаров-интернационалистов» клал цветы к мемориальной доске чилийского президента-социалиста.
Чили — страна необычной конфигурации и необычной судьбы. Узкой полоской она вытянулась почти на четыре тысячи шестьсот километров. Странно, что эту страну шириною в сотню километров не поглотили соседи — Аргентина и Перу. Чили — крупнейший в мире производитель меди. Чили вместе с Уругваем является наиболее развитой страной Латинской Америки.
В 1970 году на выборах в Чили президентом стал социалист Сальвадор Альенде. За три года он осуществил ряд реформ — национализировал предприятия и банки, был осуществлен проект Киберсин (управление экономикой при помощи компьютерной сети), в полтора раза была снижена ставка сельскохозяйственного кредита, 25% сельскохозяйственных земель передано от латифундистов крестьянам. Все дети стали получать бесплатный стакан молока. Почти в два раза снизилась безработица.
Как сообщает Стэффорд Бир, впервые, а может быть и единственный в истории человечества, был разработан специальный прибор, позволяющий каждому чилийцу реагировать на действия правительства. Произойди это лет через 40, году в 2013-м, когда цифровые технологии проникли в жизнь каждого человека, подобный прибор, наверное, защитил бы правительство от ошибок, а страну — от кровавого переворота.
Политики и экономисты до сих пор спорят: что же стало причиной провала Альенде — слишком быстрый темп реформ? Противодействие США? Излишняя порядочность и доверчивость президента Альенде?
Скорее всего, истина лежит посередине. Действительно, когда он национализировал горнорудные компании, американские инвесторы компаний отказались принять предложенные им компенсации. Объединения владельцев грузовиков резко выступили против Альенде, опасаясь национализации своего бизнеса. И действительно, Альенде отдал приказ национализировать те грузовики, которые простаивали из-за забастовки. 22 августа 1973-го Конституционный суд Чили признал Альенде в нарушении Конституции, нарушении демократических свобод.
Сразу же после того, как стало известно об избрании Альенде президентом, скотопромышленники произвели массовый забой скота. Бойкот Чили со стороны США и МВФ, падение цен на нефть на мировом рынке сделали экономику страны и режим намного менее устойчивыми, чем ожидало правительство страны. Игнорируя экономические сложности, Альенде опережающими темпами повышал заработную плату трудящихся. Не надо быть экономистом, чтобы понять последствия этого шага: скачок инфляции.
Но все же, по-моему, главную роль сыграло предательство. Альенде, гражданский человек, медик по профессии, доверял военным, считая их людьми чести. Не случайно в правительстве 1972 года армейские генералы возглавили не только МВД, но и министерство экономики.
Альенде доверял Пиночету. В 1971 году они стал командующим военным гарнизоном в Сантьяго. В августе 1973 года после отставки военного министра Карлоса Пратса Пиночет был назначен на его место. В своем дневнике Пратс писал: «Моя карьера закончилась. Не преувеличивая свою роль, я считаю, что мой уход в отставку — прелюдия государственного переворота и величайшего предательства… Теперь лишь осталось назначить день переворота…»
Сегодня Сальвадор Альенде гранитным памятником стоит перед президентским дворцом «Ла Монеда». А виновник его гибели — генерал Аугусто Пиночет Угарте — последние восемь стариковских лет своей долгой жизни провел в бесконечных лишениях неприкосновенности, арестах, обвинениях в похищениях, убийствах и коррупции.
А напоследок — пару цитат.
Альенде:
Я уверен — моя гибель не будет напрасной. Я уверен, что она будет, по крайней мере, моральным уроком и наказанием вероломству, трусости и предательству.
Социальный процесс нельзя остановить ни силой, ни преступлением.
Источник: http://www.aphorisme.ru/by-authors/alende/?q=10057 Пиночет:
Ложь раскрывается во взгляде, и поскольку я много раз лгал — я носил темные очки.
История свидетельствует, что диктаторы всегда плохо заканчивают.
Два этих талантливых человека оказались по разные стороны баррикад. Объединяет же их одно: приняв для себя эпохальную роль, они оказались заложниками этой роли. Остановиться, оглянуться и исправить свои ошибки они не уже смогли.
Но Сальвадор Альенде при этом никого не предавал.