Ответ на этот и другие вопросы Виртуальному Дискуссионному Клубу «Мысль» (ВДК), совместно с Форумом журналистов Ирана и России и Центральной Азии, дал председатель Комитета защиты прав талышского народа Захиреддин Ибрагимов.

 

ВДК: Захиреддин, талыши живут компактно в Азербайджане и Иране. Как, с позиции конституции этих стран, защищены права талышей в Иране и в Азербайджане?

— В конституции Республики Азербайджан народ страны объявлен единым, поэтому де-юре существование других народностей игнорируется и им отказано в преференции в общественной жизни страны, никакой квоты во власти не предусмотрено. Это привело к тому, что в районах компактного проживания талышей большинство руководящих постов занимают представители Азербайджана. Нередки случаи, когда уроженцы Нахичевани «избираются» в депутаты парламента страны из избирательных округов, где живут исключительно представители местного народа. Несмотря на то, что основной закон дает гражданам страны других национальностей мизерные права, такие, как «право на сохранение национальной принадлежности» или право пользоваться родным языком, но и эти права во многих случаях нарушаются. Наш Комитет собрал много таких фактов. Например, в городе Ленкорань руководители ряда предприятий запретили своим работникам разговаривать на талышском языке. И до сих пор талышским семьям запрещено в документах и в свидетельстве о рождении детей указывать свою национальность — талыш.

Я не знаток иранской Конституции. Но по факту могу сказать, что в общественно-политической жизни Исламской Республики Иран равноправие народов и представителей других конфессий обеспечено. Они имеют квоту представительства в верховных органах власти, государство субсидирует мероприятия, направленные на сохранение и развитие их культуры, языка, изучения этнографии, чего, к сожалению, нельзя сказать об Азербайджане. К примеру, могу сказать, что в Иране действует Талышский Культурный Центр, издается ежемесячный журнал, организовано вещание радио на талышском языке. Создание телевещания на этом языке находится на повестке дня у правительства.

ВДК: Какие талышские общественные и политические организации существуют в Азербайджане, в Иране, в России, в Европе?

Об ИРИ я уже сказал. В Азербайджане в последние годы Советской власти был создан Республиканский Центр Талышской Культуры (РЦТК), Талышская Народная партия и еще несколько организаций районного уровня. После независимости все эти организации были распущены, а Талышская партия была запрещена. Власти предусмотрительно не тронули Центр, но в то же время никакого условия для его нормальной работы не создали, а активисты РЦТК постоянно находятся под нажимом. В данный момент председателя Республиканского Центра Талышской Культуры Рафика Джалилова дважды судили по вымышленным обвинениям, и он понес административные наказания. Сейчас ему запрещен выезд за границу.

В России талыши в Москве, Петербурге и Екатеринбурге создали несколько организаций и участвуют в общественно-политической жизни страны. Председатель талышской диаспоры Исмаил Шабанов является членом Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации.

В Европе, в Нидерландах официально действует Талышское Национальное Движение под руководством Президента Талышско-Муганской Автономной Республики Алиакрама Гумматова со штаб-квартирой в Гааге. В Стокгольме создано отделение этого движения под руководством талышского политического беженца Шахина Мирзаева. Кстати, недавно было создано Талышское Правительство в эмиграции, его премьер-министром был избран Ш. Мирзаев.

ВДК: Расскажите о наиболее важных действиях вашего комитета.

— Состав нашего комитета состоял из 10–12 человек. Они всегда стояли у истоков любого политического акта, проводимого ради спасения нашего народа от произвола азербайджанских властей. В феврале 2007 года мы провели акцию у здания посольства Азербайджана в Москве, в знак протеста ареста Н. Мамедова. Члены нашего комитета участвовали в протестных акциях, когда был арестован редактор газеты «Толыши садо» Гилал Мамедов. В 2012 году по инициативе нашего комитета талышские активисты с коллективным письмом обратились к парламентариям Европейских структур, доводили до их сведения факты невыполнения азербайджанской властью принятых ею обязательств о реализации прав нацменьшинств и коренных народов страны. Дело в том, что Азербайджанская делегация в ПАСЕ дала ложные сведения о выполнении своих обязательств, которых она взяла на себя при вступлении в Совет Европы в 2003 году. В результате нашего обращения представители этой организации в составе из трех человек встретились с нами в Ленкорани и убедились в необъективности официального Баку в данном вопросе. В последующие годы талышские активисты создали Совет Талышских Старейшин. Многие наши члены вошли в состав этой организации. И многие функции нашего комитета стал выполнять этот Совет.

Форум журналистов ИРИ, ЦА и РФ: Какова, по вашему мнению, перспектива существования талышского народа в Азербайджане и Иране?

— В современном мире в результате глобализации многие языки находятся на грани исчезновения. Цивилизованные государства, чтобы не допустить этого, обеспечивают свои народы всеми правами ради сохранения этими народами своей идентичности, своего языка, культуры и т. д. С этой точки зрения в Иране выживание талышского народа имеет весьма обнадеживающие перспективы. Такого в Азербайджане, увы, пока не следует ожидать. Но история борьбы талышского национального движения последних 30 лет доказывает, что пассионарность нашего народа находится на высоком уровне, оно достаточно для завоевания своей свободы.

Форум журналистов ИРИ, ЦА и РФ: Назовите три самые опасные угрозы для талышского народа.

— Угроза потери идентичности, языка и самобытности талышского народа есть результат политики насильственной ассимиляции азербайджанского государства, а не глобализации. Потому что пассионарность талышского народа достаточно сильна, чтоб отойти от воздействия процессов глобализации. История нашего народа последних 200 лет яркое тому свидетельство: независимое государство — Талышское ханство, Муганская Советская Республика 1919 году, Талышско-Муганская Автономная Республика 1993 года — есть героические страницы национально-освободительной борьбы нашего народа.

ВДК: Каковы были последствия депортации талышей из Азербайджана в Среднюю Азию в середине XX века и сохранилась ли там талышская община?

— Процесс раскулачивания и репрессии 37-х годов талышей также не обошли стороной. Дополнительно к этим Мирджафар Багиров, тогдашний 1-й секретарь компартии Азербайджана, выселил из Талышстана целые талышские деревни в Муганские и Аранские степи. Результатом такой политики стало то, что десятки, если не сотни тысяч талышей потеряли свою самобытность и ассимилировались. Многие талышские семьи были депортированы в Казахстан. К счастью, они сохранили свой язык и самоидентификацию. Имеют связь с нашими организациями в Москве. Часто бывают у них в гостях.

Форум журналистов ИРИ, ЦА и РФ: Как в новейшей истории развивается талышский язык, письменность, литература?

— Начиная с перестройки 1985 года, талышская культура переживает настоящий ренессанс. За эти тридцать с небольшим числом лет в нашей «картотеке» появились имена более 100 талышских поэтов и прозаиков. Они написали роман, повести и рассказы, сочиняли несколько поэм на талышском языке. Талышские деятели культуры на свои средства сняли несколько полнометражных художественных фильмов, появились всенародно любимые киноартисты. Было сочинено множество песен, многие из них стали шлягерами. На свои средства талыши организовали несколько сетей интернет-телевещания, сайты, другие интернет-ресурсы на родном языке. Азербайджанское правительство этому абсолютно не помогало, а иногда и чинило препятствия.

Основа талышского литературного языка была положена в 30-е годы прошлого века, когда до 1938 года талыши имели культурную автономию. За последние десятилетия в результате действия талышских радио и телевидения, изданий талышоязычной прессы литературный талышский язык усовершенствовался, разница между говорами стала не столь ощутимой. Радостен тот факт, что формировавшийся литературный язык стал в какой-то степени понятным и иранским талышам.

ВДК: Какие археологические исследования проводились и проводятся сейчас на территории Талышстана?

— Археологические раскопки в Талышстане начались с 1890 года французским археологом Жаком де Морганом. Он в Талышских горах нашел археологическую культуру и называл ее Талышской. Найденные им артефакты бронзового века до недавних времен демонстрировались в Сан-Жерменском музее Франции. Потом талышофобы правительства Баку договорились с руководством этого музея. Часть экспонатов была снята с экспозиции, а часть переименована. После этого, никаких сведений об уникальных артефактах в Талышстане в азербайджанской прессе не было. Примерно несколько лет тому назад мелькало сообщение о том что на Юге республики, т.е. в Талышстане, был раскрыт курган, но найденные артефакты были похищены. Второй такой казус случился в прошлом году в Лерикском районе Талышстана. Опять найденные археологические предметы были украдены. На этот раз в этом обвинили местное население.

Вот буквально на днях в социальных сетях разгорелся скандал. Стало известно, что при прямом содействии власти Лерикского района, где компактно проживает талышский народ, вывозятся каменные статуи овна. Даже обращения местных жителей к главе Азербайджана остаются безрезультатными. Талышские юзеры в своих комментах сообщили о многочисленных фактах такого вандализма.

Становится очевидным следующий факт — талышский народ должен стать полноправным хозяином своей земли. До тех пор пока талыши на своей родине лишены элементарных прав, вандализм чужеродных этнических и региональных элементов будет продолжаться до бесконечности.

Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» https://www.facebook.com/groups/270147343161057/ и Форум журналистов Ирана и России и Центральной Азии http://www.ca-irnews.com/ru/ благодарит председателя Комитета защиты прав талышского народа Захиреддина Ибрагимова за принятое предложение ответить на вопросы.