Своих позиций не меняю. Сразу: не выдвигался и не собираюсь. Пока регламент работы не будет приведен в адекватный вид. Материал. 2010 год:

Фото Юрия Кабанева.

Эксперт Андрей Бурдаев: «Люди хотят вызывать чиновника на ковер, чтобы разнести его в пух и прах». 2 сентября 2010 года:

 

Один их тех, чье имя внесено в список претендентов на вхождение в новый состав Общественной палаты Коми, выдвиженец «МедиаСоюза» - Андрей Бурдаев. В интервью БНКоми эксперт в лесной отрасли, специалист в области рынка ценных бумаг и разработчик антикризисных программ предлагает сделать Общественную палату «электронной», а также размышляет о том, что может привлечь в регион инвесторов, и предсказывает блогам скорое превосходство над всеми видами СМИ.

- Ваше имя в списке претендентов на попадание в новый состав Общественной палаты Коми. Членство в Общественной палате на самом деле открывает какие-то двери?

- Я сомневаюсь. У меня нет такого ощущения. Это не медаль, а дополнительная общественная нагрузка. Если будет какой-то результат, то время работы в Общественной палате можно включать в послужной список, а если результата не будет, то это станет лишним упреком в том, что человек имел дополнительные возможности, но не сумел их использовать. 
 

 - На чем вы бы хотели акцентировать внимание палаты?

- Давайте исходить из того, что Общественная палата – это срез нашего общества, то есть в ней должны быть представители всех групп населения, которые присутствуют в республике Коми. Акцент на то, что палата должна за что-то воевать, кого-то ставить на место, например, чиновников, государство, чего-то выбивать, добиваться, мне кажется, что это не совсем полно отражает тот состав настроений граждан республики. Республика довольно спокойная, взвешенная и конструктивная в своей массе.

 

- А проблемы-то есть…

- Проблемы есть, но их можно решать и в спокойном ключе, не загоняя ситуацию в тупик.

- Сейчас на самом деле многие обвиняют Общественную палату в том, что она или ничего не делает, или действует слишком тихо. Люди хотят зрелищ?

- Хлеба, зрелищ, крови, вызывать чиновника на ковер, разнести его в пух и прах.

- Своего рода народный суд?

- По сути, да. Но это не совсем функция Общественной палаты. Давайте с другой стороны посмотрим, что гражданам нужно от государства? Многим нужно, чтоб была социальная защищенность, оказывались государственные услуги надлежащего качества в сжатые сроки. Для решения этой проблемы и запущена программа «электронного» правительства. Скоро такая же программа заработает по информационному обществу. А раз есть у нас «электронное» правительство, появляются «электронные» граждане, у нас должна быть и «электронная» Общественная палата. Эта структура должна более активно использовать интернет-возможности для общения с гражданами и органами государственной власти.

- По поводу «электронных» граждан: вы согласны с теми экспертами, которые называют блоггеров представителями «пятой власти»?

- К этому все в принципе и идет. На Западе чтение блогов уже дополняет, а в некоторых случаях и заменять чтение средств массовой информации. В том же Twitter информация о событиях появляется на порядок быстрее, чем в СМИ. Мы к этому тоже идем, и никуда мы от этого не денемся. Темп жизни становится все быстрее, людям необходимо получать информацию как можно скорее и полнее, поэтому блоги начинают потихоньку наполнять наше информационное пространство. Блогам часто уже больше доверяют. Плюс принцип сарафанного радио тоже срабатывает.

- А как вы относитесь к тому, что российские чиновники чуть ли не по указке сейчас заводят блоги?

- Есть стандартные рекомендации по созданию блогов чиновников. Если ими воспользоваться, то может получиться довольно неплохо.

- По идее блог нужен для того, чтобы наладить обратную связь между населением и чиновником…

- Самое главное, блог должно быть интересно читать.

- Вам чей блог интересен?

- Блог Олега Чиркунова, губернатора Пермской области. Там и его личная жизнь, и проекты, которые реализуются в крае. Довольно любопытное чтение.

- Кстати, Пермский край активно привлекает инвесторов, предлагая им готовые инвестиционные площадки. Что мешает республике Коми делать то же самое?

- Мешает то, что зачастую инвесторы приходят без сопровождения, без нормальной подготовки. Обычно это происходит так: приезжает представитель инвестора, его тепло встречают. Банкет-фуршет, объявление об инвестиционных намерениях, в лучшем случае подписывается инвестиционный меморандум. Дальше потенциальный инвестор вступает в стадию прединвестиционной подготовки, то есть ему необходимо подготовить обоснование инвестиции.

- И тут начинаются сложности?

- Уже на этом этапе и появляются сложности. Наши республиканские потенциальные исполнители работ не стремятся раскрывать информацию, в том числе и в интернете. То есть инвестору обсчитать свои предполагаемые затраты сегодня довольно сложно. Он обычно знает свою часть: сколько будет стоить оборудование, технология. Но сколько будет стоить сама подготовка площадки под инвестиции, во что обойдется строительство, ему просчитать довольно сложно. Это все зависит от расценок на данные виды услуг. У московского правительства есть шикарный документ. В формате A2 расписана полная схема жизненного цикла инвестиционного проекта по Москве. От подачи заявки на выделение земельного участка до ввода в эксплуатацию и получения свидетельства на право собственности. Там все понятно. В принципе, если бы такая методичка была разработана на уровне республики, это бы на порядок упростило жизнь инвесторам.

- Сейчас ведется разработка такого же шикарного, как вы говорите, документа по республике?

- Не в курсе, но скорее всего, должна начаться. Раз уж у главы появился отдельный заместитель, который будет заниматься именно инвестиционными вопросами, надеюсь, что этот вопрос с места сдвинется.

- Вы можете вспомнить самого серьезного инвестора, который вложил деньги в Коми и не пожалел об этом?

- Серьезно отработала компания «Монди СЛПК». В сентябре они запустят проект «Степ», работала очень серьезная команда на очень высоком уровне, он даже выше общероссийского. Этот проект не заканчивается, он будет жить дальше. Опять же Сыктывкарский ЛПК запускает свой отдельный проект по лесозаготовке «Новый взгляд», там тоже собрана очень профессиональная команда. Вообще, что касается инвесторов, у меня есть любимая поговорка, что россияне очень любят инвесторов, но постоянно путают их со спонсорами.

- Инвесторы прежде всего свою выгоду ищут?

- Так точно. Инвестор должен получить свои деньги обратно с прибылью. Когда инвестор приезжает в район с уже готовым бизнес-планом страниц на 100 и с красивыми картинками, его зачастую воспринимают как благодетеля. Ему говорят: вот ваше поле, здесь вы можете строить, но одно маленькое условие – закажите межевание. И тут начинается эпопея. После межевания оказывается, что надо поставить земельный участок на кадастровый учет. Потом появляются представители Роспотребнадзора, заявляют, что участок не вписывается в санитарно-гигиенические нормы. И процесс начинается заново. Затянуться это может на год и два, а инвестору надо отчитываться перед акционерами и финансистами.

- То есть бизнес, вроде бы, и готов, но инфраструктурные сложности региона отбивают всё желание вкладывать деньги?

- Вопрос в инфраструктурных площадках. Ряд регионов России уже представляет готовые инвестиционные площадки на обозрение инвесторов. В Коми есть каталог инвестиционных проектов, но каталога инвестиционных площадок я пока не встречал. Плюс в регионе работает служба «одного окна». То есть за инвестором закрепляется определенный менеджер, который помогает пинками или добрым словом ускорить процесс.

- Такое ощущение, что регион сам не заинтересован, раз не созданы условия…

- Регион-то как раз очень заинтересован, и надеюсь, что условия будут созданы. Тут недостаточно презентаций и красивых каталогов. Необходимо предъявить потенциальному инвестору готовый алгоритм действий: от подачи заявки до введения в эксплуатацию. Плюс не помешала бы единая база данных по расценкам на определенные виды работ, чтобы он уже подсчитал свои затраты, не прибегая к неформальным источникам информации.

- Расчет на заинтересованность инвестора?

- Да, что он все переживет, все сам сделает, введет в эксплуатацию и станет платить налоги в республиканский бюджет. Пока дело обстоит именно так. И инвесторов встречают очень тепло, очень душевно, им все нравится, но хотелось бы, чтобы это все перешло в практическое русло.

Для разрядки: когда Монди потребовало от директоров лепромхозов отчитываться на планерках по английски, то написал шефу шпргулку «Баланс-ОКЕЙ! Гив ми мани еврридей1». Не поверите, но сработало! :)