В последнюю неделю лета посчастливилось мне походить в пуховике, шапке и перчатках и подышать летним освежающим воздухом на Шпицбергене. Изначально предполагалось, что это будет рабочая поездка, в которой мы обсудим с норвежскими и российскими коллегами совместные будущие проекты. Но c этой задачей мы справились быстро. Да и какой смысл говорить только о работе, если едешь почти на край земли и не ясно, когда окажешься в этом месте в следующий раз. Поэтому целых три дня мы усиленно изучали Шпицберген. И вот что я могу рассказать тем, кто никогда еще не был в этом удивительном месте, но хочет о нем узнать.

 

  1. Снимайте обувь при входе. Везде

Старая традиция Шпицбергена — снимать обувь при входе. И речь не только о посещений гостей. В гостиницах Лонгйира (норвежский город Шпицбергена, ну или по-местному, Свальбарда) и Баренцбурга (российский город на Шпицбергене) есть специальные полочки для обуви, куда вы можете поставить свою уличную обувку, а взамен надеть тапочки. В ресторанах, офисах тоже нужно разуться. Такой обычай связан с тем, что шахтеры всегда приходили в грязной обуви с работы, вот и заставляли их всегда и везде снимать ботинки. Уж не знаю, насколько чистой была их одежда, но обычая раздеваться на Шпицбергене не появилось. К счастью. Уж очень там нежарко.

 

  1. «Оставьте оружие в шкафчике».

Этой фразой также всякий раз встречают при входе в ресторан или гостиницу. Все местные жители носят с собой оружие, чтобы в случае чего отстреливаться от белых медведей. Но в помещении просят оставлять огнестрельное под замком. Вообще мишки не часто заходят в черту города, но не так давно был случаи, когда одного нашли в подвале жилого дома в Лонгйире. Умение стрелять и быстро бегать — отличительная черта жителей Шпицбергена. Мы, благо, белых медведей видели только издалека — мама с малышом отдыхали рядом с ледником, наслаждаясь, последним теплым днем года. Такая безмятежность (и безопасность) очень порадовала обе стороны встречи.

 

 

  1. Нельзя родиться и нельзя умереть

Этот факт о Шпицбергене довольно известен. Конечно, в случае чего, местная больница примет роды у женщины, но после — обязательно отправит на материк, в норвежский Тромсё. В стандартной ситуации беременных на последних неделях до родов увозят с архипелага. Также поступают с тяжелобольными и с теми, кто все же умудрился закончить свои дни на Шпицбергене. Правда, по словам местного жителя, мигрировавшего 10 лет назад из Аляски, по разрешению губернатора на острове можно организовать похороны даже с установкой памятного знака. Был случай, когда человека кремировали, а прах развеяли по холодному арктическому ветру. Запрет на похороны связан с тем, что в землях вечной мерзлоты тело человека не разлагается. Единственное кладбище в Лонгйире было организовано в 1917 году. Спустя 70 лет ученые обнаружили в тканях человека вирус испанского гриппа, от которого тот и скончался.

 

  1. Запрет на котиков

Любителям кошек на Шпицбергене будет совсем грустно. Здесь их нельзя держать даже дома, даже под замком. Связано это с тем, что на острове очень мало птиц. Холют и лелеют здесь буквально каждую особь, поэтому лишних раздражителей в виде мякуающих охотников не признают. Хотите на Шпицберген — заводите лучше собак.

 

  1. Алкоголь по талонам

Алкоголь на острове можно купить только в специализированных магазинах и только по особым картам. Квота на человека в месяц — 24 банки пива и два литра крепких алкогольных напитков. Правда, в баре точно никто считать количество выпитого не будет. Проверено на себе.

  1. Запрет на лавины

В городе Лонгйир нельзя жить у подножья горы из-за опасности схода снежной лавины. Всех обитателей домов, попавших в «красную» (или «белую»?) зону, на зиму переселяют в другое жилище (летом, правда, можно вернуться). В общем, вы поняли: то, что не безопасно на острове, тут же попадает под запрет. Русский авось точно не пройдет испытание Шпицбергеном.

 

  1. Главный вид транспорта — снегоход

Вообще, на острове довольно много машин (для нескольких километров дорог). Все они — с черными номерами. Это означает, что автомобиль ввезли без пошлины, и если водитель решит перевезти тачку на материк, незамеченным быть не получится. Но все же самый популярный вид транспорта здесь — снегоход. Стоянки для снегоходов — это очень непривычное зрелище. Особенно если учесть, что в нашей стране катание на снегоходе — это недешевая зимняя забава, а вовсе не обычное средство передвижения.

 

  1. Глобальное потепление подступает

Согласно исследованиям ученых Университетского центра Свальбарда, последние 30 лет температура воздуха во время полярной ночи (с конца октября по февраль) в среднем повысилась на 10 градусов. Из-за этого уже 10 лет северные норвежские фьорды на острове остаются без снега в летний период. Раньше они оставались белыми круглый год. Меняются из-за смены климата и местные флора и фауна. Но об этом лучше читать научные статьи.

 

 

  1. Разделяй мусор или увози с собой

Забота об экологии и природе — задача не только местных властей Шпицбергена, но и представителей бизнеса. Одна крупная компания (не буду писать название) не так давно начала организовывать туры по архипелагу, в программу которых входит сбор мусора у берегов. «Бывает, что люди противятся, но когда видят, что большинство выходит с пакетами собирать мусор, тоже присоединяются», — рассказала нам представительница фирмы. Ежегодно из вод Арктики компания собирает больше трех тонн пластика. 80% — это рыболовные сети.

Также в Лонгйире налажен раздельный сбор мусора. Его собирают, прессуют и увозят на переработку или для сжигания в Тромсё.

 

  1. Солнечные батареи вместо угля

Забавно было увидеть на крыше одного из жилых домов солнечные батареи. На острове уже много лет пытаются найти альтернативный способ добычи электроэнергии взамен угольным котельным. В норвежской части архипелага шахты намерены законсервировать в ближайшее время. Однако в месте, где полгода солнца практически нет, солнечная энергия — вроде как не лучший вариант. Видимо, на другие полгода нужно построить ветряные электрогенераторы. Обдув на острове очень даже неплохой.

 

  1. Развитие туризма — ставка на будущее

С закрытием угольных шахт норвежская, да и российская часть Шпицбергена (функционирует одна шахта), делают ставку на развитие туризма. И это вроде как верное направление. Огромные лайнеры на три-четыре тысячи человек останавливаются в Лонгйире, Баренцбурге, Пирамиде почти каждый день в летний период. В среднем каждый турист с такого корабля оставляет в Норвегии около 17 крон. Это не очень много по сравнению с тем, сколько платит сам паром за стоянку в порту (по словам местных гидов, сумма немалая — около 40 тысяч евро).

 

Всего же год назад на Шпицбергене побывало около 80 тысяч туристов, сегодня цифра уже перевалила за сотню тысяч. Туристы со всего мира приезжают, чтобы посмотреть на красивый и аккуратный Лонгйир, чтобы «вернуться в СССР» (это, конечно, забава не для русских, ведь большинство россиян из «совка» и не уезжали) в законсервированном городе Пирамида, ну и чтобы выпить вкусного пенного в самой северной пивоварне в мире в Баренцбурге! Кстати, в Баренцбурге можно побывать на экскурсии в действующей шахте. Это пока уникальная возможность во всем мире. Но в сам рудник не пускают — опасно. Да и чтобы туда спуститься, нужен примерно час, и еще столько же, чтоб вернуться обратно! Любопытно, что для самих шахтеров это время (выходит, что два часа) в рабочий шестичасовой график не входит — вроде как тренировка у них до и после работы.

  1. Заплатить можно только кроной

Несмотря на то, что сотрудники «Арктикугля» (150 человек) и Центра арктического туризма «Грумант» (80 человек) в Баренцбурге получают зарплату в рублях, расплачиваться на территории всего Шпицбергена можно только кронами. Поэтому часть денег людям переводят на корпоративные карты — по ним в барах и магазинах очень приличные скидки. Интересно, что при случае за продуктами жители Баренцбурга ездят в Лонгйир. Говорят, что там вкуснее — помидоры ароматнее, да и сыр молочнее. Все прямо как в России.

 

  1. Застрять в непогоду

Обычно, конечно, избежать экстренных ситуаций (не попасть в шторм) помогает прогноз погоды. Но когда ты находишься на острове всего три дня, ты надеешься, что именно сейчас тот случай, когда синоптики врут. Риск остаться в Баренцбурге на пару дней, пропустив свой рейс на самолет, пугал только меня и организаторов поездки (мне мужа от детей спасать надо было, им — бюджет мероприятия). Но новость о том, что за нами приедет туристическое судно, обрадовала всех. По пути этот же кораблик спас группу «диких» туристов, чей лагерь разорил белый медведь. К счастью, никто не пострадал. Ну и мы успели на самолет.