Оказывается, вполне можно бомжевать целыми семьями: Светлана и ее двое несовершеннолетних детей уже 14 лет живут в Нижневартовске без прописки. Светлана работает продавцом. Дети учатся в кадетском классе гимназии. Папы вот, правда, нет. И первый, и второй, к сожалению, уже покинули этот мир. Поэтому мама Света, воспитывая двух детей, пытается сама, как может, добиться того, что полагается по закону ее 12-летнему сыну и 8-летней дочери.
14 лет человек работает в наших краях, которые слывут процветающими, покупая временную регистрацию. Из этих 14 лет — 11 постоянным жильем для югорчанки и ее детей был вагончик в Старом Вартовске. Прописаться там не было возможности, ведь у строения имелся владелец, которому Светлана исправно вносила арендную плату (5 тысяч рублей ежемесячно). Сам хозяин балка жил где-то в другом месте (наверняка более благополучном, чем дом с протекающей крышей). И вот настала пора домишко сносить — строение-то числилось в списке ветхого жилья. Поэтому пришлось этим летом Светлане с детьми дом покинуть. А он за эти годы реально стал им домом: жилище женщина благоустроила, как могла, — перестелила крышу, чтоб не капала, отремонтировала полы, чтобы не проваливались, поставила пластиковые окна, чтобы не продувало, утеплила стены и привела в порядок проводку. Все за свой счет. Потому что хозяин, бравший деньги за съем жилья, так и сказал: «Это твои проблемы». Итог: владелец домишка, который в нем по факту не проживал, но был прописан — получил субсидию, а женщина с двумя несовершеннолетними детьми — на улице. Шучу-шучу. Конечно, не на улице. В соседнем сарае без удобств за еще бОльшие деньги (8 тысяч рублей в месяц).
В нынешнем балке нет душа, нет туалета. Честно говоря, даже страшновато было ходить по этому сарайчику — полы под ногами мягкие, перекатываются и прогибаются. В том строении, из которого Светлану с детьми выгнали, было гораздо лучше. Прогулялись до бывшего дома. Благо стоит вагон до сих пор. Чиновники упорно выгоняли семью, но дом, вернее, то, что от него осталось — по-прежнему на месте. Но как объяснила Светлана, она не стала рисковать жизнями сына и дочки: кто его знает, когда вдруг взбредет в голову чиновникам пригнать трактор и начать ломать стены. Она уже видела, как ведут такие работы по сносу — не удостоверяются, есть кто в здании или нет.
Светлана — житель Нижневартовска. Ей выдали бумажку, где суд это признает. Бумажка, подтверждающая, что она и ее дети жители города, — есть. А вот прописки и все, что к ней по праву прилагается, — нет. Потому что прописаться негде. Когда-то женщину из Омска сюда привез первый муж. Со старого адреса в родном городе она выписалась. Теперь Светлана не там и не здесь.
Мы привыкли, что бомж — это немытый, спившийся, с ароматом «парфюм урнэ де франсе», побирающийся по помойкам человек. Оказывается — нет. Бомжи бывают разные. Самое смешное, что я знавала бомжей, у которых была квартира и прописка, но им нравилось жить где и как попало, а не в своих законных метрах. Светлана не собирается жить «где и как попало». Она продолжает бороться за права детей. Был не один суд. Были обращения — в администрацию, в Кремль, к депутатам городским и региональным. Набралась уже солидная пухлая папка из документов, бумажек и отписок. Это кажется абсурдным: целая армия чиновников и людей во власти не способны разрешить ситуацию семьи бомжей. Благополучные такие бомжи. Че уж там, денег же хватает на аренду хибары и на еду. Дети в школу ходят. Вот когда начнутся проблемы (не дай бог, тьфу-тьфу-тьфу), например, Светлана не сможет зарабатывать и содержать детей, тогда и подключимся. Детей — в детдом. Светлану — в богодельню. У нас же страна возможностей. И Нижневартовск — город (как и весь регион) благополучный. У нас имидж. Образ. Нам нельзя. Вы нам тут статистику не портите своими проблемами. Кыщь…
И еще раз: субсидию в размере около 600 тысяч рублей НА ЧЕЛОВЕКА получил мужик, который 11 лет сдавал «убитый» вагончик женщине с детьми, которая его своими силами благоустроила, а потом оказалась на улице, сама себе предоставленной. Государство заплатило бабло человеку, который НЕ ЖИЛ в балке, а лишь числился в нем по бумажке, не вкладывал в него своих сил, живя, думаю, в более комфортных условиях...
В общем, ждет Светлана приглашения от телевизионщиков с Первого канала (что-то зачастила столица Самотлора в федеральных СМИ).