Последние события, связанные с арестом заммэра Йошкар-Олы Андрея Загайнова – одного из одиозных представителей муниципального руководства столичного округа Марий Эл, были вполне ожидаемыми. Поймите правильно, прогнозируемыми не в том плане, что кто-то публично указывал пальцем конкретно на заместителя мэра города Йошкар-Олы Андрея Загайнова. Нет, имелась сугубо векторальная информация о начале практических действий силовиков в отношении исполнительной прослойки на местах. И действительно, задержание Загайнова для нашего региона обладает аховым значением. Даже иногда кажется, что некоторые аспекты размеров обсуждаемого сдвига не «переварились» как участниками республиканского медиапространства и уполномоченными лицами, так и относитело видными персонажами марийской real politic с аналитическим отделом в правительстве Марий Эл. Давайте упрощенно, на пальцах.

А. По сообщениям надежных собеседников, близких к ситуации, господин Загайнов был заранее, по-легкому и не в полной мере, осведомлен об оперативной деятельности вокруг его персоны. Еще раз. Вы только представьте: его расплывчато ввели в курс происходящего и специально загодя. Что это? Случайная утечка или спланированная? Неизвестно. В первом случае ребятам в погонах стоит детальнее изучить свою сетку на выявление болтунов, так как диагональный слив по связке от силовиков до муниципалитета их, мягко говоря, не красит. Во втором же случае это грамотный инструментарий, тонкая манипулятивная игра оперативников, дабы подозреваемого дезориентировать, вызвать в нем эмоциональное беспокойство и в результате психологического давления расшевелить, сделать более подвижным. То есть пока он прыгает, доизучить его контакты и близкодоверительный круг «товарищей». А внешнее наблюдение и легальное применение средств объективного контроля у силовиков явно были в обороте. Все указывает на то, что у них в обойме припрятано несколько весьма ценных свидетелей, и целятся они, если сумеют сложить пазлы, на более здоровую рыбу или более широко охватывающую «паутину связей». В дальнейшем напрягать их будет лишь документально-скрупулезная процессуальная тягомотина и судебные дрязги.

Б. Лимит на скандалы в Марий Эл не исчерпан. Главе региона Александру Евстифееву не удается логически завершить предпринятую им попытку кадрового обновления в республике. Подвоз зарегиональных участников-управленцев с расстановкой обозначенных на ключевые посты вызывает отторжение у активной части общественности. Однако данное недовольство не используется в агитпропе тяжеловатых политических оппонентов в силу кабинетных договоренностей. Малые же оппоненты, использующие «региональную карту», всерьез не воспринимаются на основании их слабой ресурсной оснащенности и нежизнеспособных методик пропагандистской борьбы. Если же «земляческая» повестка дня в таком полиэтническом национальном регионе, как Марий Эл, на фоне стагнации экономики и ухудшения показателей реальных доходов населения попадет в руки техникосодержательной внесистемной оппозиции, то существуют риски деструктивного нагнетания обстановки.

Получается, умеренные (не считая общефедеральные тренды) глухо молчат в маневре «стерпится – слюбится, и попробуем выпросить свое», а радикальные элементы нашей удаленной от важнейших транспортных инфраструктур республикой не особо интересуются. Однако некая привлекательность последних в массах растет из-за серии ошибок системной оппозиции. Сам Евстифеев не старается переборщить с количеством приезжих управленцев, но при этом и не осторожничает. Чтобы не оголять исполнительную систему, он сохраняет когорту известных адептов бывшего «маркеловского режима», в связи с чем чистки постепенно и распыленно будут продолжаться.

В. Явный пример тому – администрация Йошкар-Олы, в руководстве которой находятся практически те же старые лица. Там будто замкнутая экосистема! За несколько недель до скандала с Загайновым резко и неожиданно уволился другой заместитель мэра города – Антон Трудинов. Несмотря на странность поспешности его сомнительной отставки по собственному желанию, бывшего заместителя мэра тихо спасли, устроив заместителем директора в крупнейшее муниципальное унитарное предприятие. В результате складывается и культивируется принцип вечной беспечности и безнаказанности. Тезисно описанный абсолютно вредный принцип надламывают силовики. Причем крайне полезно надламывают. По заверениям собеседников, представители силовых ведомств на недостаточном уровне предупредили региональную власть о намерениях, хотя прекрасно знали о мощных политических последствиях своих шагов. Проще говоря, «почти не предупредили». За исключением полноценно осведомленных федералов, в том числе федералов по Поволжскому округу. И тому есть несколько веских причин. Во-первых, перед сентябрьскими выборами различного уровня во множестве регионов на общегосударственном поле выпячивается запрос на позитивные новости в ракурсе «справедливой кары».

Г. По Марий Эл это тоже никак не ударило бы. В республике проходят довыборы, в которых развернулась борьба всего за три мандата в Государственном собрании. Если – сугубо гипотетически – «Единая Россия» везде проиграет, количественно она в марийском парламенте свою безупречную гегемонию не растеряет. Не учитывая имеющихся крупных претензий команды Евстифеева к республиканскому отделению партии власти. Во-вторых, Евстифеев ведет новую для субъекта политическую риторику – тут наложился отпечаток его недавней профессиональной деятельности. Он четко разделяет судебную, законодательную и исполнительную ветви власти. Без взаимного воздействия и вмешательств. Корректирует систему в спокойном правовом русле. Пока так. К тому же деваться-то некуда: он со своим недопогруженным коллективом ориентируется на наладку добрых и предметно-конструктивных отношений с местными разноформатными силовыми ведомствами. Причем наблюдается доброжелательная обоюдность. Не пересекая красную черту, конечно. И опять же с оговоркой: пока и в данный период времени по формуле «каждый в рамках своей компетенции». Как известно, у авторитарного экс-губернатора Леонида Маркелова с силовиками и окружными федералами были сверхнатянутые отношения. Любую мягкую нападку на его человека он воспринимал как личную критику, которую на дух не переносил, и сразу же переводил все на рельсы открытой конфронтации, вплоть до незамаскированных медиаковерканий. Евстифееву и его группе подобное (сейчас, в 2018 году) не свойственно.

Д. Получается, как и силовики с предельно развязанными руками, так и дезориентированные чиновники ощущают отсутствие деления «регионалки» на своих и чужих. «Мазу тянуть не будут», выявили проблему – пусть решают. Разительная смена подходов восприятия и оценки наш средний управленческий «планктон» и примазавшихся, естественно, держит в тонусе. Главное, не перегнули бы палку с перенапряжением – республиканские и муниципальные служащие тоже люди. Мнительные они, могут «загнаться». Кто-то ведь должен работать. Отдельно стоит мэрия Йошкар-Олы, длительно сотрясаемая внутренними межгруппировочными столкновениями. Да, аппаратные войны, – это в целом обычное явление для «управленческих сгустков». Но в администрации столицы Марий Эл они настолько объемны, что частично парализуют или снижают эффективность ее деятельности. Ребята в погонах тоже прекрасно это осознают и анализируют, изучая обстоятельства сквозь призму «избавиться от того, что не жалко». Кроме прочего, мэр Йошкар-Олы Евгений Маслов и его заместитель Елена Яковлева в глазах региональной элиты упали до состояния «около дна» из-за затяжного, утомительного и бесперспективного подковерного противостояния. Первый в ареале безвольности постоянно пребывает в настороженном и закомплексованном положении, вторая вместо плотного кураторства предвыборной конъюнктуры по городскому сегменту увлеченно занимается коридорными интригами. По приведенному поводу «Серый дом» теперь точно молчать не может.

Е. Еще один неосязаемый плюс от активности силовиков предметно заключается в кадрах. Трогают кого? Тех, кто достался Евстифееву в наследство, а не кого он породил. Обоснованные потрясения на примере с Загайновым аргументированно раскрывают острую необходимость продолжения форматирования и ротаций. Аллегорически формулируя, некогда Евстифеев транслировал в Москву, что среди местных якобы «маловато будет специалистов». Москва ему отвечала: «Не переусердствуйте с транспортировкой зарегиональных лиц». Чистка будет вынуждать команду губернатора проводить расторопный и детальный поиск достойных, адаптивных, надежных уроженцев Марий Эл для их гармоничного внедрения во власть или в орбиту власти (при непременном вытеснении пресловутых маркеловцев за борт вне зависимости от их национальности). Лоялисты из числа не претендующих на какие-либо позиции часто стучались в дверь к людям Евстифеева со всяческими предупреждениями. Их не слышали. Получается, стучались они не в дверь, а об котелок. Взгляните под особым углом. Евстифеев за прибытие колонн новых троллейбусов в Йошкар-Олу бился более полугода, лично летал на переговоры в Москву, в СМИ тиражировались на сей счет позитивные информсводки в обертке лидерско-харизматических качеств антикризисного губернатора. Еще глава РМЭ акцентировал внимание на климате развития малого и среднего бизнеса. И – хоп! – громко изолировали заммэра Загайнова. За что он отвечал в самом богатом и насыщенном населенном пункте республики? За троллейбусный транспорт и тот же бизнес. В один миг все очернилось. Оплеуха. Не умеют «доставшиеся в наследство» по-другому работать. Если шестеренки деформированы, сколько маслом их ни поливай, механизм будет скрипеть.

 

Константин Строкин

 

Источник