Со дня, когда население Марий Эл избрало главой региона присланного 6 апреля 2017 года из столицы Александра Евстифеева, прошел год. За время правления Евстифеева жители республики на себе ощутили результаты «работы» команды московских и саратовских «пришельцев».
Что больше влияет на результаты деятельности Евстифеева – отсутствие у нынешнего главы республики практического опыта политической работы или многолетняя привычка действовать по указке, боязнь ответственности за принятые решения или неспособность их принимать – в 2017 году было под большим вопросом.
В 2018-м стало понятно: негативные предположения более правильные. По мнению экспертов, события последнего года показали провал Евстифеева как управленца и отсутствие у его команды понимания даже путей решения проблем региона. Население ожидало от нового руководства конкретных действий по решению многочисленных задач. Но не увидело их. Прозвучавший в декабре 2017 года отчет Евстифеева еще раз наглядно подчеркнул его неумение анализировать, выделять главное, ставить конкретные задачи. И подтвердил отсутствие у него навыков управления (Не понятно, как он арбитражным судом-то руководил, ведь он чистый номенклатурщик - исполнитель чужих решений).
20 июня 2017 года, находясь в Йошкар-Оле, Владимир Путин сказал Евстифееву: «Теперь Вы исполняете обязанности (главы республики. – Ред.). Как бы ни было для вас грустно, Вы должны эту ответственность все-таки нести, вне зависимости от того, были это какие-то ошибки прошлых лет, связанные с Вами или не связанные».
Кадры и их доходы
Глава республики сначала поспешил представить обществу «выдающихся» специалистов из своей команды, а потом начал искать поводы, чтобы побыстрее от них избавиться.
К примеру, Евстифеев помпезно назначил и затем со скандалом уволил уроженца Марий Эл, бывшего президента республики В. Зотина. Назначил министром, заместителем главы, а затем без объяснения причин уволил еще одного уроженца Марий Эл - Ю. Сидыганова (Хотя, там история темная и, возможно, скоро разъяснится).
Как выдающийся строитель был представлен новый министр строительства, на момент назначения не имевший профильного образования и ни дня не работавший в строительстве. В региональном правительстве пока еще работает и курирует коррупцию (!) бывший десантник, уволенный министром обороны Шойгу за развал работы на Балтийском флоте. Судьей Конституционного суда до сих пор числится человек, хотя и имеющий соответствующий классный чин, но не получавший право на ношение генеральского мундира. Надевший на публичное мероприятие бутафорскую генеральскую форму судья так и не понес никакого взыскания.
Но проанализируем данные о личном доходе команды «варягов» во главе с А. Евстифеевым. Их доход оказался даже в полтора раза выше официальных доходов «маркеловских» министров! Среди самых богатых министров – экс-судьи Арбитражного суда Московской области и «птенцы гнезда Кириенко».
В среднем каждый министр заработал в прошлом году 2,3 млн рублей, или 190 тыс. рублей в месяц. При средней зарплате по региону за 2017 год в 25,7 тыс. рублей марийский министр в среднем зарабатывает в семь раз больше обычного работника - интересно, за какие это подвиги? За постоянные провалы, за неспособность наладить качественную работу, за не профессионализм? Судя по всему, за это, больше--то не за что.
Однако самый высокооплачиваемый министр в Марий Эл не ее глава, а министр промышленности, экономического развития и торговли Дмитрий Пугачев, задекларировавший за 2017 год 6,6 млн рублей. Его супруга заработала еще больше – 27,5 млн рублей. При этом, по данным ИА «Регнум», промышленное производство при новом министре упало почти на 27,9%, показатель обрабатывающих производств рухнул на 31,4%. Доля убыточных организаций республики достигла 38,5%. Да, точно,чем больше развал - тем выше доход. Несчастная Марий Эл, что ж ей так везет - то Маркелов - чистое порождение 90-х, то эти... До настоящего времени в органах государственной власти республики продолжают работать более 60 человек, связанных с Леонидом Маркеловым. В аппарате главы Марий Эл продолжают работать близкие родственники лиц, активно помогавших Маркелову в его не совсем законных, и совсем незаконных операциях. так, какие уж тут перемены? Ведь, эти люди за столько лет уже абсолютно убежденные - воспитаны в маркеловском преступном духе - «Бери, в том нет большой науки! Бери, что только можешь взять, на что приделаны нам руки, как не на то, чтоб брать, брать, брать!»
После ареста Маркелова ожидание перемен в республике было очень велико, поэтому у Евстифеева были хорошие шансы завоевать доверие населения региона. Федеральные эксперты полагают, что у главы республики это не получилось. И вряд ли получится.
Время упущено, кредит доверия, похоже, потерян. У многих жителей республики сформировалась твердая убежденность, что фактически Евстифеев выступает в роли спасителя «маркеловского» окружения и его бизнеса или даже продолжателя его.
Бюджетные дыры
В республике дыра в бюджете на сегодня составляет несколько миллиардов рублей. Министр финансов РФ считает, что такая ситуация сложилась из-за грубейшего нарушения бюджетного законодательства, заключения контрактов без финансового обеспечения. Куда Евстифеев направил 5 млрд рублей полученных кредитов, до сих пор не ясно. Как и то, на что потратили 85 млрд рублей, выданных Россельхозбаноком для развития сельского хозяйства региона.
В интервью ИТАР-ТАСС Александр Евстифеев заверил, что госдолг республики расти не будет. Однако в июне 2018 года Евстифеев получил кредит в 200 млн рублей от коммерческих банков, а еще в марте глава Марий Эл выпросил у Минфина России бюджетный кредит на 1 млрд рублей. Доля бюджетных кредитов при Евстифееве увеличилась, составив 7,5 млрд рублей, коммерческие кредиты составили 4,8 млрд рублей.
Аналитики утверждают, что Марий Эл в настоящее время находится в предбанкротном состоянии. То есть, со времен Маркелова ситуация не только не улучшилась - она закономерно ухудшилась. По данным Министерства финансов Марий Эл, на 30 апреля 2018 года госдолг республики составил 14 млрд 453 млн 322 тыс. рублей. По сравнению с январем 2018 года долг увеличился более чем на 1 млрд рублей.
Энергетический коллапс
При Евстифееве сбытовая наценка на электроэнергию в Марий Эл выросла почти в 2 раза. И никого в региональном правительстве не интересует, что поставщики энергии загнали запредельные непроизводительные расходы в тариф и живут припеваючи с миллионными зарплатами. Местный бизнес фактически блокирован неуемными аппетитами «ТНС-энерго». А ведь с этой структуры «кормились» очень многие из «маркеловской» команды. А, может, «кормятся» и сейчас? Ведь, тарифы не изменились и нежные договоренности с Маркеловым могли и сохраниться? Нет? Люди давно требуют навести порядок с тарифами «ТНС-Энерго» и Марикоммунэнерго.
Да и с ценами на горюче-смазочные материалы ситуация в Марий Эл хуже, чем в соседнем Татарстане. Как и кто сможет объяснить, что цена за литр бензина и дизтоплива в республике почти на три рубля больше, чем на татарских АЗС, находящихся всего в 20 км от марийских?
Почему «растаял» рейтинг
Посмотрим на анализ опубликованных на ноябрь 2017 года 26 указов Александра Евстифеева: два указа – об изменении старых указов, один – об отставке своего назначенца, 21 – о награждениях. Журналисты оппозиционных СМИ давно заметили схожесть в стилях управления бывшего правительства Маркелова и новой команды Евстифеева, что уже начинает раздражать население региона.
Эксперты отмечают, что рейтинг главы Марий Эл, за которого проголосовали на выборах 2017 года, неуклонно ползет вниз. Прошел всего год, а Евстифеев уже не в группе глав регионов с сильным влиянием. Есть все основания предполагать, что рейтинг главы Марий Эл и далее продолжит падение из-за продолжающихся коррупционных скандалов и отсутствия внятной кадровой и социально-экономической политики.
Республика находится в группе регионов с пониженной социально-политической устойчивостью. Реальных положительных достижений, как в экономике, так и в социально-политической сфере у команды Александра Евстифеева не отмечено. Правительство Евстифеева продолжает убийственную оптимизацию медицины, которую начал Маркелов. Произошло падение индекса промышленного производства.
Несмотря на громогласные заявления главы республики и откровенный пиар, ситуация в сельском хозяйстве ухудшилась по сравнению с 2016 годом. В целом она характеризуется как кризисная. Наблюдается спад производства, сокращаются посевные площади. Из оборота вышло 308 тыс. га посевных площадей. Доля обрабатываемых площадей снизилась до 65%. Если в 2000 году на селе было более 250 крупных и средних предприятий, то по итогам 2017 года – всего 18. Валовое производство зерна упало до 237 тыс. тонн. Реализация госпрограммы развития в области молочного скотоводства не дала существенных результатов. В личных подворьях содержится лишь около 14 тыс. голов скота (было более 39 тысяч). Субсидии на 1 кг товарного молока в бюджете 2018 года только 0,22 рубля (в Татарстане – 3,1 рубля). Увеличился в два раза отток работающих на селе.
Такая же печальная картина в других отраслях. За январь-февраль 2017 года выполнено строительных работ и услуг на сумму 876,6 млн рублей, что ниже, чем за два месяца прошлого года на 28,6%. Ввод жилых домов снизился на 29,6%. По итогам 2017 года число семей, которые улучшили жилищные условия, сократилось на 3% по сравнению с предыдущим годом. Площадь жилых помещений, заселенных семьями-очередниками в 2017 году, уменьшилась на 16%. Число семей, нуждающихся в новых квартирах, выросло на 23,5%. Строительные организации Марий Эл судятся с правительственными учреждениями, которые не расплатились за построенные по адресной инвестиционной программе здания.
Наибольшее снижение объема инвестиций в ПФО произошло именно в Марий Эл - на 33,5%. Согласно официальным данным Росстата, лидером по уровню инвестиций является Татарстан, в экономику которого было вложено 82 млрд 674,2 млн рублей, или в 18,2 раза больше, чем в Марий Эл.
Качественная питьевая вода – один из ключевых показателей уровня жизни населения. Марий Эл стала регионом с самой грязной питьевой водой по итогам 2017 года. Вода из-под крана в республике на 99,5% не отвечает санитарным требованиям. Об этом говорится в докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2017 году».
Такое безобразие происходит на фоне роста цен в регионе (на 101,7%) и при рекордном для ПФО уровне безработицы (7%). При этом в республике один из самых минимальных среднедушевых доходов населения и одни из самых маленьких зарплат.
Таким образом, социально-экономический курс нового главы Марий Эл Александра Евстифеева оказался хуже, чем у арестованного за коррупционные преступления Леонида Маркелова.
По последним оценкам фонда «Петербургская политика», Марий Эл оказалась в числе 20 проблемных регионов со слабой социально-политической устойчивостью. Агентство политических и экономических коммуникаций также отметило падение рейтинга губернатора Александра Евстифеева (62-е место), который вошел в группу губернаторов с низким влиянием. Евстифеев и его команда обеспокоены низким рейтингом республики и пытаются «подкорректировать» ситуацию. Так, недавно по данным малоизвестного ресурса «Губернатор» Евстифеев попал в некий топ-30 лучших губернаторов. Об этой сенсации написали все правительственные СМИ республики со ссылкой на никому не известный ресурс - «Губернаторы». Правда, судя по интернет-голосованию, Евстифеева поддержали всего несколько десятков человек...
Как отмечает «7х7», Евстифеев давно мечтает поменять неудобную должность главы дотационного региона на уютное кресло в одном из федеральных ведомств. Возможно, для этого ему и понадобился «красивенький» рейтинг - чтобы плавно переползти в другое, менее хлопотное, но уютное и престижное кресло, нужно показать в центре какой ты молодец. Попросту наврать, ведь, если договоренности есть, кто там будет проверять «своего»-то человека?
Либо, если такой «перескок» не состоится, хороший рейтинг все равно пригодится - бюджетный год заканчивается, и предстоит объяснять почему во вверенной (не на кормление же) вотчине все так не хорошо? Да еще и следует новый бюджет на будущий год согласовывать... Только, вот, эти рейтинги стоят, ведь, не мало. А из каких средств деньги выделяются? Их бюджетных? То есть, налогоплательщики оплачивают, чтобы почитать, какой у них Евстифеев хороший, в то время, как другие агентства доказывают, что он, скажем так, не силен на своем посту? Знаете, как называются такие траты? Нет? Спросите в прокуратуре - они знают, наверное.
Федеральное издание «Наша Версия»