Вчера как-то незаметно наша страна миновала нехорошую дату — ровно 50 лет назад советские танки раздавили Пражскую весну. Не надо думать, что чехи и словаки все забыли. А если кто-то и забыл, то скромный памятник на Вацлавской площади студенту Яну Палаху, совершившему в знак протеста самоубийство, об этом напомнит.

 

Думаю, 21 августа можно с полным основанием назвать для нашей страны Днем национального позора.

Но вчера была и другая дата, не круглая — день победы над ГКЧП, а по сути, кульминационный момент демократической революции. В эти три августовских дня 1991 года десятки, а может и сотни тысяч человек огромной страны показали, что они — граждане. Когда по ТВ вспоминают эти события, то показывают Москву, в лучшем случае — Питер. Провинцию, как всегда, забывают. Между тем воркутинские шахтеры 19 августа начали бессрочную забастовку с требованием отставки путчистов. В Сыктывкаре два раза в день проходили так называемые информационные митинги на тогда еще Юбилейной площади (ныне Стефановской). Самый массовый состоялся днем 21 августа. Тогда даже Спиридонов вышел из здания Верховного Совета Коми ССР и поднялся на трибуну. Самый малочисленный митинг прошел в тот же день в 18:00. Пришли несколько демократов, поздравили друг друга с победой и разошлись. Причем разошлись во всех смыслах этого слова. 

Так что я бы назвал 21 августа еще и Днем реабилитации утерянной совести. Жаль, что в суматохе мы ее как-то снова потеряли.