Два года назад, тогда ещё врио Главы Коми Сергей Гапликов на заседании регионального Молодёжного правительства, размышляя о развитии туризма в регионе, удивил своими познаниями о связях Интинского района с загадочной Индией. Оказывается, это для нас совсем не такая уж и далёкая страна, поскольку тамошние древние манускрипты хранят не только описание, но и очертание горы Народной, расположенной в двухстах километрах от Инты. Более того, есть гуру, которые не то что мечтают прикоснуться к ней, но и просто увидеть…
Во время своей недавней поездки в Инту ни одного индуса там не встретил. Да особо и не рассчитывал, поскольку учёному миру, в отличие от Главы Коми, о древних связях северян с Индией ничего неизвестно.
Вот, что действительно хотелось бы поподробнее узнать от С. Гапликова и его окружения, так это не о мифических связях Инты, а о делах сегодняшних и планах на будущее. О тех социально ориентированных инвесторах для шахты «Интауголь», которых якобы искали, искали, но так и не нашли.
После неожиданного объявления о закрытии компании «Интауголь» люди находятся в растерянности, рушатся их планы на будущее. По имеющейся у меня информации, власти дали задание на шахте практически в три раза(!) уменьшить список лиц, имеющих право на переселение.
Только на самой шахте трудится порядка тысячи человек. А ещё есть вспомогательные предприятия. Что делать этим людям и их семьям, как жить?
Уже сегодня многие шахтёры берут продукты под запись, потому что их семьи едва сводят концы с концами. Пока им дают в долг, а что будет завтра?
Закрытие градообразующей шахты неминуемо приведёт к свёртыванию социальной сферы, где трудятся сотни бюджетников.
Непонятна политика властей. В Инте детские садики закрывают под предлогом оптимизации затрат, к примеру, для экономии на отоплении. Персонал учреждения переводят в другое место, а в закрытом садике размещают… живой уголок. Выходит, на детях можно экономить, они же не животные.
В 90-е годы прошлого века в Инте проживало примерно 100 тысяч человек, сегодня в четыре раза меньше. Логично было бы предположить, что и администрация «ужмётся». Не дождётесь! Численность чиновников фактически осталась прежней. Для чего теперь нужен заместитель главы администрации по социальной политике, если её по большому счёту нет? Те же больницы теперь подчиняются республиканскому министерству здравоохранения. А зачем нужен отдел промышленности, если она как таковая стремится к нулю.
Болезненная тема – закрытие или, так называемая консервация котельной в посёлке (микрорайоне) Южный, которая строилась не только для отопления жилых домов, но и шахты, других объектов. Всё идёт к тому, что и расконсервация уже не понадобится – имущество котельной потихоньку растаскивают на металлолом, да и работать на ней будет некому, так как специалисты уезжают из города.
Это ещё не всё. На действующей ТЭЦ оборудование старое и изношенное, поэтому без конца ломается. Работает один котёл. Если зимой случится какая-нибудь серьёзная поломка – быть беде.
Но и это ещё не всё! Заглянем в недалёкое будущее. Шахта закрывается, птицефабрика закрывается, Кожимское разведочно-добычное предприятие не работает, поэтому пока с ТЭЦ горячая вода по трубам дойдёт до посёлка Южный, теплоноситель остынет. Люди в домах начнут замерзать. А затем встанет вопрос: а нужен ли посёлок, если рядом нет предприятий, а затраты на его отопление только растут?
Уже в этом месяце Северная железная дорога, со слов местных чиновников, должна начать строительство в Инте большого локомотивного депо, которое даст от 500 до 700 новых рабочих мест. Пока такие планы выглядят также фантастично, как и история с индусами. Кроме слов нет ни проекта, ни денег.
Выражение «ломать – не строить» вполне подойдёт к ситуации вокруг интинской птицефабрики, которую успешно и стремительно развалили. Её неожиданное объединение с птицефабрикой «Сыктывкарская» подходит к логичному завершению – всё ценное оборудование с местной птицефабрики перевозится под Сыктывкар. Оттуда теперь и будет поступать продукция, правда, уже с транспортной наценкой.
Раз власть приняла негласное решение о закрытии приполярной Инты, сегодня необходимо добиваться разработки программы по переселению её жителей, добиваться выделения средств из федерального бюджета. Правда, всё это нужно было делать, как говорится, ещё вчера.