Веками в Венеции была демократия (как я понимаю, Польша и Венеция — первые устойчивые и крупные демократии в Европе). Главой Венеции был избираемый дож.
Русские поэты от Пушкина до Ходасевича, поработавшего, кстати, экскурсоводом в Венеции, забавлялись, рифмуя строки о старом доже и юной догарессе. Я же, серьезный христианский демократ, процитирую википедию об избрании дожа:
Дож обычно избирался из числа двенадцати прокураторов Сан-Марко, как правило пожизненно. Голосование Большого совета по выборам дожа не было прямым. Большой совет реализовывал процедуру выборов, которая включала в себя одиннадцать этапов. Сначала собирались члены Большого Совета старше 30 лет, которые избирали 30 человек, принадлежавших к различным семьям. Затем эти 30 избирали 9 человек, которые избирали сорок человек. Эти сорок избирали 12 человек, а эти 12 — 25. Двадцать пять человек избирали девять, а девять человек — 45; 45 избирали 11, а эти 11 — избирали окончательный комитет по выборам 41 человека, которые и избирали Дожа.
Власть дожа была очень ограничена — имея право участвовать во всех советах, он не мог навязывать свое мнение. Дож не мог принимать самостоятельные решения, а его контакты, встречи, переписка тщательно контролировалась. Он не мог покидать пределов Венеции и не мог иметь собственность за пределами государства.
Да, а погибла венецианская республика от рук Императора-Республиканца, Наполеона.