«Практиковался полный набор телесных наказаний, мыслимых и немыслимых: прижигание различных частей тела сигаретами; избиение до некроза — кожа на ягодицах у жертв свисала, как у прокаженных; палачи насильно заставляли заглатывать испражнения, наполняющие солдатский котелок, в случае рвоты — заталкивали в глотку рвотные массы».
В Румынии есть небольшое местечко под названием Питешти. Ехать примерно два часа на поезде от Бухареста, но этот путь стоит проделать всем, кто интересуется историей развития гражданского общества, историей исправительной системы и, к сожалению, актуальной для России темой пыток. Мне повезло, я лично увидела мемориал памяти политзаключенных, который находится в Питешти. Он расположен в здании, где раньше находилась тюрьма. Когда видишь небольшое двухэтажное здание, задаешься вопросом — такой небольшой дом, а когда говорят о Питешти, речь идет о тысячах заключенных? На самом деле, здание это — не единственное, но в остальных сейчас находятся офисы или другие учреждения, часть зданий снесены.
Итак, история тюрьмы началась в 30-х годах XX века. А в 40-х, после прихода к власти коммунистического режима, заключенных становилось все больше. Именно тогда начался «знаменитый эксперимент» по «перевоспитанию».
«Промывка мозгов»
Сейчас это выражение известно, пожалуй, всем. О промывке мозгов говорят, когда имеют в виду массовую культуру или телевидение и их влияние на людей. На самом деле, выражение это берет свое начало в Румынской тюрьме. Так называлась пытка, когда заключенных заставляли отказаться от своих убеждений. Пытки в Питешти практиковались повсеместно, и мне даже приходит на ум словосочетание «вечная пытка». Над заключенными издевались, били постоянно — сначала охранники, потом и сокамерники.
Заключенных прижигали сигаретами и били так, что кожа свисала. Узников кормили крайне скудно, они получали всего по 700–800 калорий в день и быстро ослабевали. Медицинской помощи не было, известно, что заключенным кололи стрихнин — он вызывает судороги, затруднения дыхания и используется в качестве пестицида для растений.
Типичный день заключенного Питешти выглядел так: подъем в пять утра, далее заключенные убирали камеру. Затем они могли воспользоваться туалетом, если кто-то задерживался, избивали. Завтрак состоял из кукурузной муки и чая. Их заставляли есть с кастрюль, которые стояли на полу, еда была горячая, специально, чтобы заключенные получали ожоги. Остаток дня они проводили сидя на кровати, руки вытянуты, голова поднята. Каждое движение могло стать причиной для жестокого избиения. Положение для сна было неудобным. Таким образом, заключенные не видели передышки, постоянно находясь под пытками: моральными и физическими.
Я нашла историю бывшего заключенного этой тюрьмы, Николае Пурчара, о нем рассказали румынские СМИ, его арестовали впервые в 16 лет. А свою историю он рассказал в 2013-м, когда ему было почти 90. Самое страшное, что в этой тюрьме жертвы сами становились палачами. От страха снова подвергнуться пыткам люди словно переставали быть собой. Николая однажды окунули лицом в грязь (фекалии), и когда он поднял голову, понял, что его мучителей возглавлял другой заключенный. Часто узниками тюрьмы становились верующие студенты, их заставляли отказаться от веры, совершать богохульства в самой издевательской форме (например, сатанинские ритуалы). Сложно представить, как молодые люди, у которых впереди была целая жизнь, оказывались в заключении в тюрьме Питешти.
В эксперименте Питешти были подопытными около 600 человек. Общее число заключенных по разным оценкам — от 1000 до 5000. Среди заключенных были и женщины. Точное число умерщвленных в этом лагере до сих пор не установлено.
Сейчас тема пыток в России очень актуальна, и так хочется напомнить об этом трагическом «эксперименте Питешти». Он закончился, стал страницей истории, а сама тюрьма превратилась в музейный экспонат. Надеюсь, придет конец беззаконию и в российских тюрьмах.
Я просто всматриваюсь в эти лица. И мне очень жаль, и я надеюсь, имена этих мучеников останутся в нашей памяти. А еще мне кажется важным говорить о пытках как о преступлении против человечности, напоминая, что пытки, унижения, преследования, избиения никогда не могут называться перевоспитанием. Они лишь множат беззаконие и страдания.