Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» на своей площадке в крупнейшей социальной сети «Фейсбук» организовал и провел виртуальное интервью в режиме арцахлайн с украинским общественным деятелем, лидером Евразийского Движения Украины, официальным представителем Центра «Исследований и Развития Евразийства» на Украине Сергеем Парипса. И тема интервью была актуальная — «Украина — Евросоюз или Евразийский Союз?».
По традиции открыл виртуальное и задал первый вопрос руководитель Клуба Арам Аствацатуров:
Здравствуйте, Сергей, спасибо за принятое приглашение и желание ответить на вопросы. А тема очень горячая. И градус темы не падает уже несколько лет. Как вы предполагаете, каковы шансы у Евразийского Союза ожидать поворот Украины в свою сторону?
Сергей Парипса: Шансы были велики, в начале 2013 года, воля и понимание ситуации были у большинства из политических деятелей на Украине, также и поддержка населения выражалась около 60–65% — За присоединение Украины к Таможенному Союзу и Единому Экономическому Пространству (данные независимого центра социологических опросов им. Разумкова (Киев, Февраль 2013 г.)). Наше движение существовало в период с 2012 и конца 2013 гг. на Украине в виде научных клубов, в высших учебных заведениях. Настрой и активность среди молодежи мы тоже изучали и проводили открытые дискуссии на тему — «Перспективы интеграции Украины в ЕС и ТМ», результат каждой дискуссии был неизменным — абсолютное большинство было за воссоединение постсоветских республик в новый экономический союз. В период конца 2013 года и по 2015 год настрой населения резко изменился под воздействием прозападной пропаганды, (Государственный переворот, навязывание моды на национализм, русофобия). На Украине сегодня воспринимают Евразийский Союз как Московский Союз, к глубокому сожалению... Но Каденция самого кровавого президента (в истории Украины) подходит к концу — Общество разделили на три типа (Радикальных националистов (12%), пацифистов (70%) и «Агентов Кремля» — то есть всех неугодных или инакомыслящих (28%). Шансы с каждым днем растут, так борьба идет за те 70% населения Украины, большинство из которых желают вернуть время минимум в 2013 год. Поэтому у меня и моих единомышленников и соратников очень большой энтузиазм к продвижению идей интеграции Украины в ЕАЭС.
Леонид Рабин: Сергей, каков, по-вашему, процент поддержки евразийской ориентации в Украине за вычетом Донбасса? Сколько украинцев за ориентацию на Евросоюз и сколько за евразийскую интеграцию?
Сергей Парипса: Сегодня поддержка Евразийской интеграции — около 25–28%. Что касается поддержки Европейское вектора, то тут ситуация до сих пор высока — около 45%, но постепенно падает. Ожидания не оправдались, во время «Майдана» обещали жизнь как во Франции, а оказалось, на окраине и за забором.
Алексей Конев: Уважаемый Сергей, можно ли назвать Евразийский Союз идеей России?
Сергей Парипса: Нет, автором был Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, существовавший на то время Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство необходимо было реформировать и расширять.
Владимир Мишин: Сергей, есть ли в вашей программе пункт об открытии границы с Россией?
Сергей Парипса: Программа нашего движения взаимосвязана с уставом Евразийского Союза, в котором предусмотрено свободное перемещение в целях трудовой деятельности, образования, научно-исследовательской деятельности и, конечно же, упрощенный таможенный контроль. Поэтому да, наше движение за открытые границы между странами-участницами.
Галина Кузакова: Сергей, Украина неформальной уже вышла из СНГ. Зачем ей Евразийский Союз, где огромную роль играет Россия?
Сергей Парипса: К сожалению, Украина никогда и не была участницей СНГ, (только в статусе наблюдателя), де-факто Украина не смогла оценить преимущества в СНГ. Уверен, что в ЕАЭС мы сможем максимально эффективно использовать возможности сотрудничества.
Владимир Мишин: Сергей, каким образом планируется принятие решения о Евразийском курсе правительством и парламентом или Всенародным референдумом?
Сергей Парипса: Только референдум.
Владимир Мишин: Сергей, понятно, что современные выборы с вашей идеологией не выиграть, денежные мешки и военщина этого просто не дадут сделать. Какие альтернативные пути реализации вашей программы? Возможно ли рассмотрение вопроса об автономии регионов и решении ЕА-интеграционных вопросов ими самостоятельно, при минимальном влиянии столицы (федерального центра)?
Сергей Парипса: Федерализация ускорит процесс ре-интеграции и, конечно же, возможность местного самоуправления принимать решения о участии в отдельных проектах Евразийского Союза, и, конечно, необходима воля президента и парламента.
Галина Кузакова: Сергей, вы думаете, что сегодняшняя власть, да и будущая позволит провести референдум? Да и референдум стоит больших денег. Без чьих-то вливаний его не провести. Будет ли Россия готова финансировать на Украине референдум по выбору Евразийского пути?
Сергей Парипса: Референдум возможен только после выхода из политического кризиса который длится с конца 2013 года. Что касается всей необходимой поддержки в организации и проведении референдума, поможет Евразийский Союз в целом, при условии готовности к диалогу Украинского правительства.
Арам Аствацатуров: Сергей, в любом союзе всегда есть ведомое звено. В Евразийском Союзе ведомое звено — это Россия. Как вы думаете, те антисоциальные реформы, происходящие в России, социальная несправедливость, уровень коррупции способны увлечь граждан Украины идеей Евразийского Союза?
Сергей Парипса: Я не буду комментировать эффективность реформ, проводимых в России, они направлены на внутреннюю экономику. Для украинского бизнеса это возможность вернуться на позиции 2013 года, пересмотреть и вернуть контракты, которые были расторгнуты под давлением Украинского правительства.
Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль»
Facebook, июль 2018 года
Предложения по организации дискуссии, спикерам и темам присылайте по адресу klubvirtual@mail.ru