Пока экономика Коми затухает («Интауголь», строительство в целом, «Комиавиатранс» и т.д. и т.п.) в следственных и судебных кабинетах кипит движуха. Особенности же управления правоохранительной системой (связанные со статистикой) приводят к одному: однажды раскрутившись и набрав ход, эта репрессивная машина остановиться уже не может. Ведь нужны премии, очередные или внеочередные звезды на погонах, а все эти маленькие радости невозможны без посадок, новых дел.
К примеру, сажали в 2016-2017 годах по 10 мэров и министров. Значит, в 2018-2019 надо столько же посадить, да еще и с небольшим приростом — процента на 2-3. Иначе снизятся показатели статистики, а тут уж и о премиях придется забыть, и о карьере. Вот и садятся мэры один за другим, не успевая поработать и года.
Циничную, даже людоедскую логику «погонов» можно понять. Их радость — беда других людей, система деформирует юристов, превращая в «мусоров». Я другое не могу понять — зачем сами чиновники и бизнесмены помогают себя сажать, на ровном месте оговаривая самих себя, «разоблачаясь перед партией».
Это явление я называю «казусом Сердитова-Ромаданова». Оба бывших чиновника почти все проблемы создали себе сами, неловко откровенничая с правоохранителями, дав «нужные» показания в суде. После показаний Сердитова в качестве свидетеля на основании этих же показаний ему предъявили обвинения в мошенничестве. До его откровений никто и не думал о каких-то махинациях с поставками на ЛВЗ. Теперь — расследование полным ходом. У Ромаданова же эта порочная модель проявилась просто в эталонном виде. Все свои четыре (!) новых уголовных состава он сам себе наговорил в суде. Прокурор не зря задавал конкретизирующие вопросы и просил подтвердить каждую запятую. Каждое новое обвинение тянет на 8-15 лет плюсом к имеющемуся семилетнему сроку. Все по давней народной мудрости: чистосердечное признание облегчает душу, но утяжеляет срок.
Так и выполняется план по посадкам на 2019-2020 годы. Мой прогноз: из 230 свидетелей по делу Гайзера не меньше 20 до конца года получат на основании собственных показаний свои персональные уголовные дела. И это еще не самое плохое. Тот же Ромаданов своими показаниями утопил не только себя, но и еще почти 10 бывших соратников, посадив их на всевозможные составы (растрата, мошенничество, взятки и прочие злоупотребления).
Как там в известной рекламе: «Были свидетелем по делу Гайзера? Тогда мы идем к вам!»