Заставить правоохранительную систему поверить в вопиющие нарушения закона смог лишь YouTube
«Сообщения о пытках не подтвердились», «Комиссия не выявила фактов насильственных действий по отношению к заключенным», «Оснований для уголовного дела не обнаружено» — это стандартный набор фраз, которыми правоохранительные органы отвечают на заявления о пытках, применяемых сотрудниками ФСИН к осужденным гражданам по всей России. Лживость подобных заявлений удалось опровергнуть благодаря шокирующему видеоролику из одной ярославской колонии, который попал в руки правозащитников. Теперь пытки в колониях получили достоверное подтверждение, которое буквально вынудило следственные органы возбудить уголовное дело.
Скандальную видеозапись, на которой отчетливо видно, как несколько сотрудников колонии №1 ФСИН в Ярославле избивают одного заключенного, удалось раздобыть юристам правозащитного фонда «Общественный вердикт». Запись распространила «Новая газета», а затем тему подхватили все крупнейшие СМИ. Подчиненные главы ФСИН России Геннадия Корниенко, председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, а также уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова почти сразу отреагировали на шокирующую публикацию, при том что раньше пытки заключенных сходили персоналу колонии с рук, а порой и вовсе игнорировались компетентными органами.
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
10 минут
Восемнадцать человек избивают одного заключенного в классе воспитательной работы в исправительной колонии №1 ФСИН по Ярославской области. Избивают руками, ногами и резиновыми дубинками, поливая водой из ведра, всячески унижая. Почти все из восемнадцати — сотрудники колонии, находящиеся при исполнении. Все действие запечатлено на кадрах, сделанных портативным видеорегистратором на груди одного из надзирателей. Кадры документальные, боль и ужас заключенного — неподдельные, садизм фсиновцев — профессиональный.
Видеоролик под названием «Свидетельство. Сотрудники ИК-1 ФСИН по Ярославской области» на портале YouTube разместила «Новая газета», которой запись предоставил фонд «Общественный вердикт». Запись подлинная, при этом журналисты из соображений безопасности не раскрывают, как она к ним попала. Они также честно предупреждают, что не всякий зритель сможет досмотреть жестокое видео до конца.
«Мы видим просторную комнату, в ней — стол, на котором лицом вниз распят человек. Руки его заломлены вверх — два человека удерживают их. В комнате еще не меньше десяти человек, на многих из них серая пятнистая камуфляжная форма. Они по очереди методично бьют распятого человека по голеням и пяткам резиновыми дубинками. Человек глухо кричит, воет, просит о пощаде. Время от времени на голову ему льют воду из ведра. Люди в камуфляжной одежде устают от своей работы, вытирают пот, снимают рубахи. „Смотри, у него нога отекает“. — „Да у меня у самого уже руки затекли!“. На четвертой минуте ролика за дубинку берется человек в серой рубахе и подполковничьих погонах: он деловито колотит дубинкой по пятке, потом выдыхает полной грудью и, уступая рабочее место, говорит: „Смена караула“», — таково краткое описание первых минут видеозаписи.
Затем истязаемого раздевают, ставят на колени и бьют по лицу. Один из садистов спрашивает, зачем заключенный назвал его «псиной рыжей», на что получает ответ «извини». Извинений фсиновцу мало — он разражается бранью, хватает жертву за волосы, после чего обессиленного мужчину снова укладывают на стол. Видимо, пытки продолжились и после окончания записи.
Далее идет пояснение, что кадры были сняты 29 июня 2017 года. Жертва садистов — заключенный Евгений Макаров, который ранее неоднократно вместе с другими заключенными заявлял о пытках в ИК-1, однако «компетентные» органы не смогли найти этому никакого подтверждения. Видимо, получить видеозаписи с регистраторов проверяющие не удосужились. Товарищами Макарова по несчастью оказались «болотники» Иван Непомнящих, Дмитрий Ишевский и абсурдно осужденный Руслан Вахапов, который получил срок за то, что справил нужду на обочине дороги, а его увидели несовершеннолетние дети.
«Непомнящих, Вахапов, а также примкнувший к ним зэк Макаров как-то сплотились. Благодаря им информация о том, что творится в колонии, стала просачиваться наружу. Так мы узнали, что в колонию регулярно заходит спецназ ФСИН и бессистемно избивает всех заключенных „в воспитательных целях“; что в ШИЗО там не кормят, неделями держат людей на хлебе и воде; что сильно активных подвергают пыткам.Все трое — Непомнящих, Вахапов и Макаров — платили за эту политику открытости большую цену. Например, Руслан Вахапов, освободившийся в июне этого года, рассказывал, что по надуманным поводам проводил в штрафном изоляторе по шесть месяцев за год. С другими было ровно так же», — напоминает «Новая».
Нарушений не нашли
Сообщения о пытках привлекли внимание общественников. Весной прошлого года адвокаты правозащитного фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова и Яков Ионцев несколько дней пытались попасть в колонию, чтобы зафиксировать следы побоев и пыток, — и им это удалось. Все трое написали заявление в российские правоохранительные органы, также адвокаты обратились с заявлением в ЕСПЧ, запросив, согласно 39 правилу, принятия срочных мер.
Изучив материалы, ЕСПЧ потребовал допустить к заключенным гражданских медиков, а также обязал Российскую Федерацию расследовать этот случай применения насилия. Однако прокурорская проверка закончилась ничем: по ее итогам заместитель министра юстиции Андрей Федоров проинформировал ЕСПЧ, что сила к заключенным была применена правомерно, потому что все трое оказывали сопротивление сотрудникам колонии. После публикации видеозаписи Андрею Федорову стоит признать свою полную некомпетентность или же халатное отношение к работе.
После пыток, запечатленных на кадрах, к Евгению Макарову снова допустили сотрудницу «Общественного вердикта». Вернее, не допустили — женщине пришлось прорываться с боем. Пробившись все же внутрь, адвокат увидела страшное зрелище.
ПРОТОКОЛ ОСМОТРА ОСУЖДЕННОГО ЕВГЕНИЯ МАКАРОВА:
«Гематома под правым глазом, ссадина на подбородке округлой формы, в левом глазу лопнули сосуды, глаз красный, шишка слева на голове над глазом; на обеих руках порезы от наручников <…>, левая нога от колена и вниз до пятки желтовато-синего цвета, на самом колене — гематома красно-желтого цвета округлой формы радиусом около 10 см, на ступне снизу лопнула кожа, имеется незажившая ссадина красного цвета без верхнего слоя кожи, гноится правая нога, опухшая от колена до пятки, на ступне лопнул кожный покров. <…> Не может длительное время сидеть, на ноги наступать не может…»
Обращения во ФСИН, СКР и Генпрокуратуру дали результат аналогичный прошлому — российские правоохранители не увидели нарушений и оснований для возбуждения уголовного дела. На запрос ЕСПЧ Россия ответила, что с заключенным Макаровым не произошло ничего незаконного. Во вранье оказались замешаны все — и ФСИН, и Следственный комитет, и Генпрокуратура вместе с правительством РФ.
Жертва пыток так объяснил произошедшее: после прогулки он вернулся в камеру, где обнаружил, что все его вещи разбросали по полу, в том числе и письмо от матери. Возмутившись таким отношением надзирателей к его вещам, Макаров нецензурно послал сотрудников ФСИН. Вскоре его вызвали на беседу в класс воспитательных работ, где заковали в наручники, а в рот засунули кляп из полотенца. После этого начались пытки.
«Они меня закинули на парты, на руках сзади у меня были наручники. <…> Кто-то держал меня, на мне сидели. Один держал одну ногу, второй держал вторую, били дубинками по ступням. Одновременно с этим мне на лице держали полотенце и лили воду, чтобы я захлебывался. Я несколько раз терял сознание. <…> Руслан Андреевич нанес мне около трех ударов кулаком в лицо, кто остальные наносил, я не смог увидеть, т.к. терял сознание», — написал он в своей объяснительной.
Бился лицом о стену
Принимавшие участие в избиении сотрудники ФСИН как под копирку написали свою версию произошедшего: Макаров буянил, призывал других зэков к неповиновению, попытался совершить суицид, а потом начал сам биться лицом об стену. Так надзиратели объяснили многочисленные травмы, полученные заключенным в классе для воспитательных бесед. Все эти объяснения вдребезги разбиваются при просмотре видеокадров.
«Эти показания фактически слово в слово подтвердили и другие опрошенные сотрудники колонии. Более того, в постановлении об отказе в возбуждении дела упоминается, что в ходе внутренней проверки ФСИН сотрудники колонии Зыбин и Морозов даже прошли проверку на полиграфе, и информация об избиении Макарова „не нашла своего подтверждения“. Любой, кто сможет посмотреть хотя бы десять секунд из видео, которое сумели раздобыть адвокаты, скажет следователю Свирскому из Заволжского следственного отдела, что он напрасно так слепо верит фсиновскому детектору лжи. Изначально именно Макаров говорил правду, до мельчайших деталей. А сотрудники колонии, как явно следует из видео, врали под протокол, а стало быть, должны быть привлечены к уголовной ответственности не только за пытки, но и за дачу ложных показаний. Впрочем, и к самому следователю Свирскому теперь тоже возникает немало вопросов», — отмечает издание.
Дело в том, что следователь на сумел найти фактов правонарушений при просмотре записей с переносных видеорегистраторов фсиновцев. По мнению журналистов, следователь либо совершил служебный подлог и подлежит привлечению к уголовной ответственности, либо слеп и глух, а значит, не имеет права работать в правоохранительных органах.
С помощью бывших заключенных пыточной колонии удалось опознать тех, кто запечатлен на скандальном видео:
Калашников Иван Сергеевич, заместитель начальника колонии по воспитательной работе.
Ефремов Сергей Сергеевич, оперативник.
Мамаян Сипан Рустамович, оперативник.
Яблоков Максим Дмитриевич, сотрудник отдела безопасности.
Цветков Руслан Андреевич, сотрудник отдела безопасности.
Борбот Дмитрий Владимирович, помощник начальника колонии.
Трубетской Василий Владимирович, начальник 13-го отряда.
Морозов Александр Владимирович, сотрудник отдела безопасности.
Игнашов Кирилл Николаевич, начальник 5-го отряда.
Бровкин Алексей Николаевич, сотрудник отдела безопасности.
Сергей Аркадьевич, сотрудник отдела безопасности.
Игорь, сотрудник отдела безопасности.
Брат Игоря, должность не установлена.
Никитюк Алексей Юрьевич, начальник 4-го отряда.
Дмитрий Евгеньевич, сотрудник отдела безопасности.
Юдин Василий Юрьевич, сотрудник отдела безопасности.
Человек с отчеством «Владимирович».
Хозяин видеорегистратора, имя не установлено.
Запоздалая реакция
«Новая» направила запросы в центральный аппарат Следственного комитета, а также в Генеральную прокуратуру с требованием провести новое тщательное расследование событий в ФКУ ИК-1 УФСИН по Ярославской области, привлечь к ответственности указанных лиц, а также тех, кто покрывал их преступления, фальсифицируя материалы проверки.
Через несколько часов после публикации стало известно, что региональное следственное управление СКР возбудило уголовное дело по факту превышения должностных полномочий с применением насилия, а ФСИН требованию омбудсмена Татьяны Москальковой направила в колонию комиссию для проверки.
Между тем, телеграм-канал Mash рассказал, что в ярославском управлении ФСИН собрали экстренное совещание из-за видео с пытками, и главным вопросом собрания стали не сами пытки (видимо, их этим не удивишь), а то, как запись попала в интернет.