Просмотр футбольных матчей имеет очень отдаленное отношение к вовлеченности людей в спорт. Такая связь есть лишь у тех, кто смотрит матчи, чтобы самим научиться лучше играть. Для основной массы это только зрелище. Люди, которые никогда не прикасались ногой к мячу, смотрят матчи.

Однако это не просто зрелище, а один из ключевых ритуалов гражданской религии. Масса людей, которых только под страхом расстрела можно вовлечь в общественно-политические мероприятия (митинги, демонстрации, собрания) или просмотр патриотических фильмов, не осознавая того, участвуют в патриотических ритуалах футбола.

Миллионы людей одновременно смотрят игру наших с разными соперниками, формируя чувство единения: это Мы играем против Них. Матч выполняет ту же функцию, что и массовое богослужение в храмах. В нашем футболисте, который бежит по полю, персонифицируется вся нация.




Санкт-Петербург. Фото В. Ильина.

У верующих есть убеждение, что коллективная молитва обладает особой силой. Болельщики уверены, что их «боление» помогает своей команде лучше играть. И как верующие отправляются в паломничество к святым местам, так болельщики едут на край земли за своей командой.

Молитвы болельщиков принимают форму как криков, в которых не уловить слов ("Ух ты!"? "У-у!" и т. п.), так и стандартных скандирований-молитв. В момент игры нашей команды по центру Питера ходили толпы, скандирующие «Россия! Россия!». Это молитвы-речевки, демонстрирующие поэтическую энергию толпы. Вот некоторые, услышанные мною во время матча Россия-Хорватия в центре Санкт-Петербурга: «Россия! Россия!  *****! Дзюба давай, давай! Жопой гол забивай! Судья *******!» и т. д.

В острые моменты матча миллионы людей впадают в религиозный экстаз, с силой которого не может соперничать ни одна церковь.
Никакие политорганизаторы не способны заставить эту публику впадать в патриотический экстаз, стимулируемый пивом и другими горячительными напитками, а футбол может.

Болельщики, обсуждая футбол, очень часто аргументируют свою позицию аргументом, с которым трудно спорить: «Я верю в нашу команду!»

Как православные обозначают свою идентичность крестиками и платками, так болельщики маркируют свою идентичность с помощь флагов, используемых в качестве плащей, маленьких флажков, футболок и даже раскраски лиц.


Санкт-Петербург. Фото В. Ильина.







Религиозный энтузиазм болельщиков естественен и идет от души. Для его проявления государству не надо рассылать директивы с требованием явки, организовывать бесплатные автобусы, мероприятия-завлекаловки и материально стимулировать активность. 
Самые ярые фанаты не удовлетворяются мирными ритуалами. Они готовы проливать свою и чужую кровь ради славы своей команды. Жертвоприношение фанатов — типичное проявление религиозности.

Звезды футбола обретают статус святых. Правда, этот статус не устойчив и зависит от их результативности.

Именно эта способность футбола выполнять роль ключевого элемента гражданской религии оправдывает озабоченность государства проведением чемпионата мира, который с точки зрения экономической логики не является самым оптимальным направлением инвестиций в условиях плачевного состояния российской экономики.

Оригинал