Случайно наткнулась в фб на относительно старую дискуссию о том, почему в Рязани мало качественной журналистики. Иницированную госслужащим, что придает ей особенную прелесть. Как же так, спрашивает он, почему не пишут СМИ хорошей аналитики, почему не берутся журналисты за сложные темы, кто будет работать над созданием качественного делового информационного климата в Рязанской области?

 

 

В саму дискуссию лезть не хочется, но вот несколько соображений по теме. Я закончила рязанский журфак и работала в самых разных рязанских СМИ с 2005 года. Часть названий вспомнят люди только с очень хорошей памятью: «Поколение Р», «Акценты» михайловского еще 7info, «Совет директоров», рязанская «Новая газета», несколько месяцев на ТРК и другие. А еще делала рязанский клуб блогеров и журналистов. Ну и сейчас в каком-то смысле работаю: на «7x7» есть рязанский раздел.

Так почему же нет у нас (и у многих регионов, увы) информационного климата качественного — делового и всех остальных? А потому что качественный информационный климат появляется тогда, когда администрации всех уровней не пытаются его контролировать согласно вкусам своих начальников.

1. Когда любые СМИ региона не ограничиваются в доступе к государственным органам, брифингам, первым лицам и так далее. Когда чиновники не боятся ни СМИ вообще, ни конкретных журналистов. Когда можно, как в Коми, позвонить на личный мобильник министру за комментарием, не будучи сотрудником официального издания — и получить ответ.

2. Когда чиновники уважают компетентность друг друга и не нужно абсолютно все ответы на вопросы СМИ согласовывать с министерством правды, лишь бы чего не вышло.

3. Когда СМИ, имеющие контракты «на информационное сопровождение», не заставляют снимать по звонку неугодные тексты.

Делаешь, например, форум волонтеров, СМИ ставят анонсы после рассылки. А потом — хоп! — и анонсов уже нет. Спрашиваешь у главного редактора, который вот вроде взрослый мужик самостоятельный: как же так? А в ответ тебе: «Ну, ты же понимааааааешь, так вышло. А давай ты в следующий раз скажешь, что твой форум организовывал кто-нибудь другой, более подходящий?».

4. Когда на региональный журфак приглашают преподавать больше одного успешного практика, а не только тех, кто работает (пусть очень хорошо!) с форматами 20-летней давности. Тех, кто может отделить свои личные взгляды от профессиональных оценок. Я защищалась в 2012 году, у меня была тема, связанная с новыми медиа. Как думаете, много человек в комиссии знали, что такое новые медиа?

5. Когда не мешают тем, кто пытается развивать журналистское образование вне вузов.

И так — хотя бы несколько лет подряд.

Пару лет назад я была в образовательной поездке в Швеции. С группой журналистов мы посещали разные издания в Стокгольме и городах поменьше. В редакции крупнейшей национальной газеты Aftonbladet нам рассказали про историю борьбы первого издателя со шведским королем в XIX веке. Она похожа на историю Роскомнадзора и «Граней.ру»: королю газета не нравилась, он ее запрещал. Издатель газету переименовывал и выпускал вновь. Всего газета выдержала 25 переименований, работает до сих пор. «Трудно только первые сто лет, в общем», — резюмировал рассказчик. Я уверена, что журналистское сообщество — и России, и Рязани — сможет справиться гораздо быстрее и создать тот самый климат, если ему просто не мешать.