Когда-то Луостари был ближайшим к НАТО советским аэродромом. Сейчас находящийся рядом поселок-призрак Корзуново может стать одним из самых привлекательных районов для индивидуального жилищного строительства на промышленно развитом Кольском полуострове.

 

 

Сейчас здесь пусто и царит странная тишина. Бетонные плиты бывшего военного аэродромы поросли деревьями и кустарником. Можно только удивляться, откуда здесь столько пластиковых отходов. Люди здесь теперь бывают редко. Заброшенный аэродром площадью несколько квадратных километров вряд ли можно назвать самым привлекательным местом для поездок на природу для жителей приграничного с Норвегий Печенгского района.

Поселок, обслуживающий авиабазу Луостари, называется Корзуново. Примерно до 2000 года на местном военном аэродроме (международный код XLML) базировались реактивные истребители и бомбардировщики. До Норвегии отсюда 16 километров — меньше двух минут лета. Нигде на территории Советского Союза военные самолеты не располагались так близко к НАТО, как здесь, на Севере. Помимо Закавказья, это было одно из двух мест, где у СССР была сухопутная граница со страной-членом НАТО. В нескольких десятках километрах от Луостари находятся базы стратегических атомных подводных лодок Северного флота. Главное задачей всегда оставалась их защита от возможных атак противника.

В Корзуново проживало несколько тысяч человек ― в основном летчики и обслуживающий персонал аэродрома и базы. Когда авиационное крыло перевели в другое место, жилые дома и городская инфраструктура остались практически без людей. Ряд пустых заброшенных домов вдоль центральной улицы вызывает ощущение города-призрака. Но все не совсем так ― по улицам до сих пор ездит желтый школьный автобус и работает маленький магазин. В одном из жилых домов находится почта, хотя обнаружить ее не просто. В Корзуново живет около 250 человек.

Сейчас, когда муниципалитет стал предлагать участки под индивидуальное жилищное строительство, у поселка появился шанс на второе рождение. Это стало возможным после передачи земли от Министерства обороны в ведение местных властей, сообщает ГТРК «Мурман». Строительство нескольких частных домов уже началось. «Мы уже предоставили около 100 земельных участков», ― рассказал телекомпании глава муниципального образования Корзуново Роман Терехов. По его словам, интерес проявляют жители самого поселения или соседнего Заполярного. Город металлургов Заполярный, печально известный своей экологической обстановкой и плохим качеством воздуха, находится от Корзуново в 10–15 минутах езды. Заполярный виден на горизонте со взлетной полосы бывшего аэродрома, но запахи оттуда сюда не доходят. Еще в 20 минутах езды на запад находится поселок Никель, где экологическая обстановка еще хуже.

 

Одна из заброшенных квартир с балконом на первом этаже

 

На российском севере частные дома, призванные дать новую жизнь заброшенному военному поселку, не так распространены, как на юге. На Кольском полуострове их практически не найти, за исключением нескольких десятков роскошных домов на сопке с видом на Мурманск и старых деревянных домов в сельских поселениях на берегу Белого моря.

Если не обращать внимания на заброшенный аэродром и пустые многоэтажки, Корзуново — это прекрасный уголок арктической тайги. В отличие от зон экологической катастрофы в районе Заполярного и Никеля, здесь зелено и свежо. Рядом протекает известная своими семужьими уловами река Печенга. Буквально у подножья сопки расположился восстановленный Печенгский монастырь со своими колоритными бревенчатыми домами, напоминающими о том, как он выглядел до того, как его сожгли шведы 450 лет назад.

Поселок также вошел в мировую историю ― здесь в 1957–1959 годах почти три года прослужил Юрий Гагарин. Тогда лейтенант Гагарин служил летчиком в 169-м истребительном авиационном полку Северного флота, базировавшемся здесь. Вскоре Гагарина пригласили в отряд космонавтов Советского Союза, и в апреле 1961 года он стал первым человеком, полетевшим в космос. То, что осталось от поселка, до сих пор овеяно его славой. Его бронзовый бюст стоит прямо напротив поселковой администрации прямо под крылом старого винтового биплана, установленного на постаменте. Работает небольшой, но очень информативный музей Гагарина, хотя о его посещении надо договариваться заранее ― у него нет установленных часов работы. Пока в Корзуново приезжает не так много народа. В музее можно узнать, что в апреле 1959 года в Корзуново у Гагарина и его жены Валентины родилась их старшая дочь Елена. Сегодня Елена Гагарина руководит музеем-заповедником «Московский Кремль».

 

«Победа коммунизма неизбежна» написано на стене здания, где когда-то жили советские военные летчики

 

В местной школе также учатся дети из соседних военных гарнизонов Нижнее Луостари, Верхнее Луостари и 19-й км, где дислоцируется 200-я мотострелковая бригада. Школьники с радостью выходят из желтого школьного автобуса ― не у всех детей в мире в качестве игровой площадки есть огромный заброшенный аэродром. Опустевшее здание командно-диспетчерского пункта находится всего лишь в нескольких сотнях метров от школьного двора. Однако по каким-то причинам в диспетчерской вышке до сих пор кто-то есть. За остеклением на верхнем ярусе сидит женщина, которая вряд ли имеет представление об управлении полетами. Ее взору открывается лишь пустая взлетная полоса и руины вокруг стоянки и рулежных дорожек.

Когда несколько лет назад здесь был корреспондент Barents Observer, женщина на вышке была не особо разговорчива, поняв, что по аэродрому ходит иностранный журналист. Длина полосы составляет более двух километров, и пока пересекаешь ее, вокруг стоит звенящая тишина. Наполовину разрушенные кирпичные стены, останки снесенных ангаров, хранилища боеприпасов, повсюду металлом ― настоящая экскурсия по истории холодной войны. Такой музей под открытым небом. Даже можно представить последнее объявление по громкой связи: «Алло, ребята, холодная война закончилась! Берем самолеты и ценное оборудование и уходим отсюда, от норвежской границы. Прощай, Луостари!».

Примерно в 2000 году все самолеты отсюда перевели в Североморск-1 под Сафоново в районе Мурманска. После ухода все посадочные огни, оборудование радиосвязи и радары были демонтированы, но тени прошлого до сих пор видны. «Мир на Земле и свободу свою мы отстояли в бою», ― гласит лозунг на стене одного из заброшенных зданий. На другой стене надпись: «Победа коммунизма неизбежна».

Хотя сегодня присутствие военных в поселке уже является историей, его окрестности по-прежнему важны для российской Арктической бригады, входящей в состав Северного флота. В конце главной улицы Корзуново стоит указатель «Танкодром». Территория используется для учений и другой тяжелой военной техникой.

Другие фотографии Корзуново и окрестностей можно посмотреть в галерее. Все фотографии к этой статье были сделаны несколько лет назад.

 

Заброшенное здание командно-диспетчерского пункта. Последний раз здесь объявляли выход на посадку почти 20 лет назад.

 

Thomas Nilsen, фото автора

thebarentsobserver.com