По субботам на ресепшен туркомплекса «Соловки» (хутор Варяжский), в 21:00 у нас «свободные лекции». В эту субботу у нас выступала Ольга Владимировна Бочкарёва, бывший специалист Соловецкого музея по истории Соловецкого лагеря. Тема была интереснейшая, и я даже как-то не задумывался об этой стороне Соловецкого лагеря Особого назначения... Не знаю, удастся ли опубликовать то, что нам полтора часа рассказывала Ольга, но зал сидел, затаив дыхание. Тезисно:
1. Все музейные и частные коллекции России в момент революции и гражданской войны были разграблены.
2. В 1924 году на Соловках был создан антирелигиозный и этнографический музей, который служил прикрытием грабежа Русского Севера — сюда свозились всевозможные экспонаты из Архангельской губернии, Карелии, Мурманской области. Этнографические экспонаты и простейшие иконы выставлялись в основной экспозиции музея, в Преображенском соборе; а в «спецхране», в надвратной церкви, хранилось особо ценное, а также самое дорогое — срывались оклады, выковыривались драгоценные камни и т. д. Куда оно все делось — никто не знает…
3. Советские музеи стали создаваться в стране только в 1927 году, и рекомендовали их создавать... основываясь на опыте Соловецкого лагерного музея...
А я-то думал: почему работники советского музейного дела так сильно напоминают мне ВОХРу?