Плакат арт-группы «Родина» под названием «Девять стадий разложения вождя» был приобретен активисткой Варей Михайловой на благотворительном аукционе, и женщина несла его на первомайском профсоюзном шествии в колонне «Партии мертвых». Постмодернистский коллаж не понравился полицейским, Михайлова была задержана. Позднее Куйбышевский районный суд г. Санкт-Петербурга приговорил гражданку к штрафу в 160 тыс. руб. за повторное нарушение порядка проведения публичного мероприятия, а картину постановил уничтожить — уникальное решение в мировой практике, если не брать в расчет костры инквизиции и борьбу Гитлера с «дегенеративным искусством». 

 

Известны случаи, когда произведения искусства страдают от чьих-то неловких действий. Так некий Ник Флинн, поднимаясь по лестнице внутри музея Фицуильяма в английском Кембридже, внезапно наступил на свой развязавшийся шнурок и, потеряв равновесие, зацепил три вазы династии Цин стоимостью 500 тыс. долл., отчего великие шедевры разлетелись на мелкие кусочки. Бывает, подобные неуклюжие посетители периодически падают, протыкая полотна мастеров локтями и носами. Особенный вред культуре наносят любители селфи, взбирающиеся ради удачного кадра на уличные памятники — количество отпавших рук, ног и голов идет уже на тысячи. Еще скульптуры и произведения живописи погибали от бомбежек или заметавших следы воров. Однако целенаправленным нападениям они подвергались исключительно со стороны психически неуравновешенных лиц. Так индивид, плеснувший кислотой в «Данаю», шесть лет провел на излечении в психиатрической лечебнице и ныне, говорят, вполне себе здравствует. К сожалению, отныне в один ряд с городскими сумасшедшими встал российский судья. 

Возможно, приговоренный к сожжению (или порыванию) плакат арт-группы «Родина» не относится к сколько-нибудь выдающимся достижениям современности. Только, как показывает опыт, не специалисты зачастую готовы выбросить в мусорную корзину что угодно. Инсталляцию Дэмиена Херста «Раскрась за номерами», выполненную из пивных бутылок, окурков, пепельниц и пустых банок из-под краски, после вернисажа выкинули уборщицы. Рабочие одного из отделений аукциона «Сотбис», наводя порядок на складе, пропустили через машину для измельчения бумаги картину кисти Лусиана Фрейда стоимостью 150 тыс. долл. В свою очередь работу Бэнкси, проданную за 100 тыс. фунтов, закрасили по распоряжению руководства транспортной фирмы, посчитавшего ее за обычное граффити. Думается, познания питерского судьи в искусстве сопоставимы с познаниями персон из вышеприведенных примеров. 

Уничтоженный плакат является аллюзией на известную гравюру японского живописца Еитаки Кобаяси «Девять стадий разложения гейши» (в ином переводе «Тело прекрасной куртизанки в 9 стадиях разложения»), написанную в 1870 году. Еитаки Кобаяси имел звание официального художника дайме Хаконе, он автор множества великолепных карикатур, серий гравюр с привидениями и духами. В полуфеодальной Японии последней трети XIX века никому не пришло в голову уничтожать его произведения за не самые эстетичные виды. Более того, в стране наступила эпоха Мэйдзи (императора Муцухито), превратившая Японию за несколько десятилетий в сильнейшую азиатскую державу. 

 



Спустя полтора века в России, претендующей на звание цивилизованного государства, одного из мировых лидеров, судья выносит глупейший вердикт, уничтожая карикатуру и тем самым порождая еще более карикатурную действительность. Если идея Кобаяси — бренность земной человеческой красоты, то идея «Родины» — преходящесть всякой, даже самой популярной власти. Кто бы ни правил, всходят семена новых поколений, молодая трава пробивает не только бумагу, даже асфальт, и со временем кумиры и вожди становятся вчерашними, порастают быльем. Плакат можно уничтожить, но его содержание истинно, а потому неизбежно возродится в иных формах. 

Главный репутационный урон власти наносят не те, кто так или иначе выражает протест, а недалекие доброхоты и подобострастные лизоблюды. Вроде вот этого питерского судьи. Результат их деятельности можно сравнить с попыткой 80-летней прихожанки Сесилии Хименес реставрировать фреску начала XX века на евангелический сюжет Ecce Homo («Се человек»), которая находилась в Храме Милосердия в испанском городе Борха. Теперь она известна в интернете как «Пушистый Иисус». А эти создают «пушистого Путина». 

 

…Нет ничего бессмысленнее борьбы с сатирой, культурными перформансами, экстравагантностью художников и поэтов. Но эта борьба к тому же опасна. «Там, где сжигают книги, в конце концов начинают сжигать также и людей» (Г. Гейне).

Оригинал