«Прямая линия» президента России Владимира Путина поспособствовала снижению цен на бензин в некоторых регионах страны. С начала года цены на бензин в России поднялись в среднем с 41 до 45 рублей за литр АИ-95. Путин объяснил рост цен на топливо «неточным» регулированием рынка энергоресурсов правительством России и пообещал взять ситуацию под контроль. В день ежегодной «Прямой линии» главы государства стоимость марки бензина АИ-92 в Красноярске упала на 50 копеек. На 30–40 копеек снизилась цена топлива на петербургских заправках «Газпром нефти». Однако больше других отличились торговцы бензином в Магаданской области: автозаправочная станция поселка Ола опустила стоимость АИ-92 до 2,2 рубля.

В росте цен на бензин в России обвиняют большие налоги, подконтрольность рынка нескольким монополиям, огромные расстояниями России, плановые работы на нефтеперерабатывающих заводах и т. п. При этом забывают главное.

Нефтяной рынок в России контролируют несколько корпораций – «Роснефть», «Газпромнефть», «Татнефть». Среди них всего две частных — «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». Но и они подчиняются любому кремлевскому чиху — иначе эти компании у собственников быстро заберут. Государство может приказать отпустить цены в любой момент, и все подчинятся. Надо будет работать себе в убыток (если держаться теории, что цены на бензин надо обязательно повышать, так как нефтяные компании при прежних ценах работают в убыток себе) — нефтяные компании будут работать себе в убыток.

Раз государство допускает серьезный рост цен на бензин, в нынешней обстановке означает только одно — государство устраивает рост цен на бензин. Когда после ситуативного путинского окрика на прямой линии все вернется на круги своя — государство будет продолжать это устраивать.

С учетом того, что большая часть продовольственного рынка России занята несколькими крупными торговыми сетями, а их собственники могут в любой момент этой собственности лишиться, если кому-то не понравятся в Кремле, цены на продукты в России по этой же логике определяются Кремлем.