Я уже писал о том, что в России сложилась политическая система цезаризма, суть которой в том, что вождь получает поддержку народа, несмотря на скептическое отношение последнего к бюрократии в целом, он опирается на поддержку масс и не нуждается в поддержке бюрократии, политических партий и парламентариев. Народ любит царя и ненавидит бояр. Иначе говоря, он стоит над всей системой государственных органов.

Прямое общение вождя с народом («Прямая линия с Владимиром Путиным»), помимо всех официальных каналов демократии, как это ни звучит парадоксально, является эффективным инструментом именно цезаризма, при котором демократические институты превращаются в украшения колонн в восхитительном дворце режима личной власти. В России этот институт «Прямой линии» существует с 2001 г. (в 2008–2011 гг. она называлась «Разговор с Владимиром Путиным»). В 2018 г. состоялась уже 16-я линия. С одной стороны, это позволяет решать некоторые частные проблемы, не решаемые нормальным способом, а с другой — складывается система ручного управления, в которой только рукой вождя проблемы и решаются. 

Прямое общение вождя с народом укрепляет культ его личности как ядро гражданской религии в ее российском варианте. Народ требует чудес. И он мановением руки совершает их в количестве, которое и не снилось Христу. И только он способен одним щелчком осуществить мечту ребенка, построить дорогу к забытому хутору, найти лекарства больному и спасти его.

Оригинал