Когда я был ребенком и жил в г. Пушкино, в соседней от нас пятиэтажке жили дядя Наум и тетя Женя. Наум Львович Бараш был родным братом моей бабушки, а Евгения Давыдовна Лившиц — его женой.
Я застал их уже пенсионерами, но знал, что дядя Наум всю жизнь проработал педагогом и завершил свой трудовой путь директором интерната. Тетя Женя проработала в медицине.
Я очень любил ходить к ним в гости: дядя Наум угощал меня очень вкусной вишневой настойкой, рассказывал о войне, играл со мною в домино и в шашки. К сожалению, мне, 12–13-летнему пацану, достаточно поверхностно знавшему историю Великой Отечественной войны, очень трудно было удержать в памяти его рассказы. А записать я не догадался.
Чтобы узнать о боевом пути дяди Наума я решил заглянуть на порталы «Память народа» и «Подвиг народа». И вот я там нашел.
Дядя Наум родился в 1905 году в г. Хмельник на Украине. Когда началась война, жил в поселке Клязьма Краснополянского района Московской области. В 1941 году он вместе с женой и двумя малолетними детьми был эвакуирован в пос. Кушнаренково в Башкирию. Оттуда в 1942 году он был призван в ряды Красной Армии. Однако другой источник указывает, что прямо в Новый год, 1 января 1942 года, Бараш был призван Кляземским РВК (очевидно, имеется в виду РВК в пос. Клязьма).
По-видимому, 4 февраля 1942 года в составе 42-й стрелкой дивизии Н. Л. Бараш впервые участвует в боевых действиях, приняв боевое крещение западнее Калуги.
29 апреля 1943 года приказом №015 заместитель командира батареи 76-миллиметровых орудий по политической части 455-го стрелкового полка старший лейтенант Бараш Н. Л. был награжден медалью «За отвагу» «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество».
Как следует из наградного листа, «Тов. Бараш показал себя способным работником, организатором воспитательной работы среди личного состава в духе наступательного порыва. Большое внимание уделяет работе партийной и комсомольской, что обеспечило авангардную роль и в бою.
Во время наступления 8.3.43 т. Бараш лично увлекал бойцов на быстрейшее продвижение вперед… Бараш организовал расчистку дороги лесом, и на расстоянии 8 км пушки перетаскивались на руках. В бою под деревней Жерновка 9.3.43 под огнем противника он лично организовал доставку боеприпасов на огневые позиции, что обеспечило ведение огня и продвижение пехоты.
В бою под д. Семенково 19.3.43 т. Бараш организовал засаду, отбил разведку противника, уничтожил двух фашистов — офицера и солдата. В критический момент, когда противник перешел в контратаку, имея численное превосходство, т. Бараш организовал личный состав батареи и стрелковых подразделений на отражение контратаки противника, лично сам вел огонь прямой наводкой из пушки по наступающему противнику. Когда противник пошел в обход флангов, приблизился на 100 м к батарее, т. Бараш лично с группой бойцов сумел вывести пушки. Т. Бараш партии Ленина, Сталина и социалистической Родине предан».
Интересно, что из наградного листа видно, что командир полка подполковник Подпорин представил Б. Л. Бараша к ордену «Красной Звезды», однако рукой кого-то из вышестоящих начальников на наградном листе было написано «За отвагу». Дядя «Наум получил медаль «За отвагу».
По состоянию на момент получения медали ранений и контузий дядя Наум не имел.
Пару слов о 455-м стрелковом полку. Полк был сформирован летом 1941 года, в декабре того же года с ним что-то случилось, полк вновь принимает участие в боевых действиях только 29 апреля 1942 года. Полк сражается южнее Смоленска, участвует в освобождении Могилева и Гродно, сражается в северной Польше, участвуя в освобождении Белостока, Быдгоща и Щецина. Свой боевой путь полк закончил 6 мая севернее Берлина. На портале «Подвиг народа» выложены журналы боевых действий полка. Из журналов боевых действий полка узнаем:
2–3 мая 1945 года полк взял в плен 5 фашистских солдат и офицеров, а затем еще 800 вражеских солдат и офицеров, освободил 16 советских граждан, захватил 2 пушки и 3 мотоцикла врага, 10 исправных и 38 взорванных самолетов, 10 неких «автоматов авиационных», склад боеприпасов; был освобожден концлагерь, в котором находилось 2500 человек, в том числе 800 советских граждан.
4 мая в 6:00 полк двинулся на город Нойштадт; в пути следования в качестве трофеев полк захватил 11 грузовых и 8 легковых автомобилей, 8 75-мм и 7 зенитных пушек, 50 пулеметов, 3 тягача, 2 кухни, 1 танк, 21 склад боеприпасов, 500 пленных; в тот же день полк занял оборону от немецких частей, которые пытались прорваться в районе Нойхофа.
6 мая 1945 года свой рубеж обороны 455-й полк передал 1260 стрелковому полку и двинулся на место дислокации в д. Берграде.
10 июня 1945 году дядя Наум был награжден орденом «За отвагу». В это время он является капитаном интендантской службы и занимает должность начальника отдела предфуражного снабжения (ПФО) 29-го отдельного полка резерва офицерского состава фронта.
К этому времени дядя Наум уже имел контузию.
В наградном листе читаем: «Участвовал в боях с июня 1942 г. в должности заместителя по политчасти командира батарея 76 мм орудия 455-го стрелкового полка 12-й стрелковой дивизии, в составе которого в одной из боев 04.04.43 г. был контужен разрывом снаряда.
За время работы в полку проявил себя как способный организатор дела питания личного состава полка. Не допускал случаев перебоя в продснабжении офицерского состава и систематически улучшал его в условиях частых передислокаций полка. Инициативен, энергичен и предприимчив в трудностях. Пользуется авторитетом среди офицерского состава. За хорошую работу имеет ряд благодарностей от командирования полка.
Дисциплинирован, морально и политически устойчив, предан делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине.
За активное участие в Отечественной войне и хорошую работу полку достоин Правительственной награды — ордена «Красная звезда».
29-й опрос (отдельный полк резерва офицерского состава) был создан в июле 1943 года и относился к Белорусскому, 1 Белорусскому и 1 украинскому фронту. Из интернет-источников мне не удалось понять, что такое этот резервный полк, но, как я понял, такие полки состояли из офицеров, перенесших серьезные ранения и контузии, которые не могли сражаться на передовой, несли службу по охране наиболее важных объектов. Если я неправильно понял, что представлял из себя этот ОПРОС, то надеюсь, что эту заметку прочтут более исторически подкованные товарищи, которые меня поправят.
Итак, 4 апреля 1943 года дядя Наум был контужен разрывом снаряда. Что же произошло в этот день. Обратимся к Журналу боевых действий 42 стрелковой дивизии: «4.04.43: 42-я стрелковая дивизия, сменив подразделения 164-й стрелковой дивизии, закрепляет полосу обороны Куркино, Куприно, Девятидворки, Тупицино… 455-й стрелковый полк Куприно — северная опушка леса — 1 км юго-запад — Новые Лозинки… Ранено 3 человека».
Возможно, одним из них и был Н. Л. Бараш.
Теперь можно только жалеть, что я не записал многочисленные рассказы дяди Наума о Войне.