Одним из важнейших элементов холодной войны являются шпионские фильмы. Они позволяют доходчиво и увлекательно объяснить тем, кто по каким-то причинам не смотрит политические передачи телевидения, как большая геополитика проникает в поры повседневности в лице вражеских шпионов, хитрых и безжалостных. После окончания Первой холодной войны этот жанр исчез. Казалось, что навсегда.
Однако пришло время Второй холодной войны. Возрождения шпионских фильмов ждать долго не пришлось. Выход в октябре 2017 г. на телеэкраны сериала «Спящие» стал знаковым событием в истории возрождения массовой культуры холодной войны. Фильм оказался достаточно успешным, поэтому весной 2018 г. Первый канал начал показ продолжения — «Спящие-2». Сериал используемыми приемами вызывает ассоциации с советской классикой: «Над Тисой», «Ошибка резидента», «ТАСС уполномочен заявить» и т. п. Однако современные шпионы гораздо наглее, жестче и часто напоминают террористов.
«Спящие» — программа иностранных спецслужб, предполагающая использование ранее внедренных в органы управления, крупного бизнеса и СМИ агентов, ожидающих в «спящем режиме» команду на активные действия. С возобновлением холодной войны спящие просыпаются.
По всем законам жанра в сериале пересекаются две линии: любовная и политическая. С одной стороны, чекист, на лице которого написано, что у него горячее сердце, холодная голова и чистые руки. С другой стороны, пока чекист защищал Родину на дальних рубежах, его любимая женщина вышла замуж за журналиста. Чекист и журналист не просто соперники, но и идеологические противники: первый убежденный государственник, а второй — либерал, речи которого будто составлены из цитат, выбранных из передач «Эха Москвы», статей «Новой газеты». Постепенно из-за завесы почти дружеских споров в духе «Кто виноват?» выплывает серьезная интрига.
Убит правозащитник. Потом убивают свидетеля и журналистку, которая пыталась получить запись с места преступления. Либеральные журналисты во всем винят ФСБ. Организуется митинг, на котором происходит взрыв. И оказывается, что его организатором выступает спавший либеральный журналист, получавший инструкции из американского посольства. Зачем? Спровоцировать цветную революцию. Попутно выясняется, что журналист-либерал еще и подлец, подставивший близких ему женщин. Кому не хватает политических аргументов, получает моральные.
Так домохозяйки, которые не смотрят Соловьёва и Киселёва, смотрят любовную историю, попутно понимая, кто угрожает России.