Этот пост был задуман накануне масленицы после прочтения рассказа замечательного мастера художественной прозы Я.П. Майорова (М. Шкетана) «Коман мелна». Лиризм и мягкий юмор с которым написан рассказ присущ многим произведениям марийского драматурга, поэтому, наверно, надолго запоминается. В связи с тем, что в последнее время часто упоминается марийский национальный бренд – каким он должен быть, как называться и что символизировать, вспомнилось, что в одной из передач марийского телевидения видный общественный и политический деятель Марий Эл, экс-депутат Государственной Думы РФ Лариса Яковлева предложила «коман мелна» (марийские слоёные блины), так талантливо поданные классиком, сделать национальным брендом. Идея замечательная по своей оригинальности, но так и не воплощённая и забытая, к сожалению…

            И вот, совсем недавно, корреспондент марийского телевидения на канале «Россия 24» беседовала с членом Совета Федерации, курирующим нашу республику, Константином Косачёвым. В беседе речь зашла о национальном бренде «Сделано в Марий Эл» как товарном знаке, по-видимому, что-то наподобие знака качества «Сделано в СССР». В шутливой форме был упомянут «ёшкин кот», но это сочетание, как мы понимаем, из области культуры и, с точки зрения регистрации регионального бренда, наверно, не годится, хотя в туристическом плане «прогулка с ёшкиным котом» для детей – несомненная авторская находка.

             Тем не менее, памятуя о некогда предложенной идее Ларисы Николаевны, возникла своя небесспорная трактовка воплощения идеи национального бренда. Проезжая мимо «бабы с караваем» (правильное название «Хлеб-соль»), что стоит на кольце, при выезде на Сернурский тракт, не единожды возникала мысль о том, что этот памятник эпохи победившего социализма уже теряет смысловую нагрузку, не вписываясь в новую городскую архитектуру, живёт какой-то своей обособленной жизнью, диссонируя с окружающим ландшафтом. Споры о сносе памятника давно ведутся в интернете, периодически то вспыхивая, то затухая. И, действительно, какая-то обречённость сквозит от этой окаменевшей женщины, какая-то она безликая и отрешённая в своём одиночестве… Есть опасения: как бы её совсем не снесли…

Моя идея проста.

              Каменную марий ватэ преобразить, украсив её обновлённый наряд всеми полагающимися атрибутами национального костюма с яркими красками. Лицу  девушки -марийки придать красивое, одухотворённое выражение, символизирующее радость встречи с гостями столицы. И как вишенку на торте – каравай заменить на коман мелна. Можно даже создать скульптурную композицию вокруг будущего символа гостеприимной марийской земли, место позволяет. Здесь своё слово должны сказать художники по костюмам, этнографы, искусствоведы, историки. И, конечно, – скульпторы. Это был бы новый туристический маршрут по исторической Йошкар-Оле с красивым названием « девушка с блинами» или «Коман мелна» – настоящий национальный бренд. Эту идею уже поддержали представители туристического бизнеса с которыми удалось побеседовать.

P.S.

               В Йошкар-Оле много памятников хороших и разных символизирующие разные эпохи и события в жизни марийского народа. Я ничего не имею против «ёшкиного кота», но все эти уменьшительно-ласкательные сокращения типа: человек – чел; магазин «Восточный» – восточка; а Йошкар-Ола – ёшка и т. п…., всё это навеяно разгулом либерализма «нулевых». Придумал же кто-то столицу некогда трижды орденоносной  Марийской АССР, развитый научно-промышленный центр Поволжья назвать «ёшкой». И как производное – ёшкин кот. Да, и Бог бы с ним, с котом.., их тысячи в римском Колизее, там они как достопримечательность, в Евпатории тоже есть «йоськин кот» – кафе-музей еврейской кухни. И «Ёськин двор» есть – музей под открытым небом… Но для меня, коренного жителя Йошкар-Олы, в слове «ёшка» есть что-то уничижительное, смешливо-легкомысленное (не зря же сенатор заулыбался при упоминании этого словосочетания). Пусть «ёшкин кот» остаётся в названии туристического маршрута, на водочной наклейке, на сувенирах.., но до национального бренда этот самодовольный котяра, сидящий в неестественной позе на газете «Правда», явно не дотягивает, и не потому что не оригинален, но как не отражающий национального духа и колорита марийской столицы. Полагаю, что тема национального бренда не закрыта для обсуждения..