Мало кто сейчас не знает об этом новом веянии. Но для чайлдфри добровольная бездетность — это не просто тренд, это синоним свободы. Другие же или смотрят на нас как на дебилов, или жалеют, или упрекают в эгоизме и нежелании работать на демографию. И хотя быть чайлдфри стало модным, нельзя не согласиться, что мы идем против системы и не соответствуем «общественным нормам».
Потерянный инстинкт
«Животные размножаются, потому что это инстинкт, а люди — те же животные» — сказал мне однажды мой друг. Я улыбнулась: «А где же мой „инстинкт“?».
Очевидно, что люди уже далеко ушли от животных. Пишут, что ДНК человека очень похоже на ДНК свиньи, например. Но разница между образом жизни этих существ очевидна. «Свинья» — это разве что пьяница, который спит на остановке в грязной обоссаной одежде. Но ведь люди, помимо прочего, строят дома, пишут стихи, летают в космос. Странно не видеть огромной пропасти, лежащей между человеком и свиньей, и ставить между ними знак равенства.
Конечно, человек — больше животное, чем растение или гриб. Но прогресс безжалостен к инстинктам. «Чем дальше в лес», тем больше люди стали задумываться не только о размножении, но и об обеспечении потомства. Даже те, кто искренне хочет детей, стали вынуждены откладывать момент размножения, чтобы накопить на квартиру, получить образование и тэдэ. А потом оказалось, что можно подумать и о своей жизни — как бы не растратить ее на пеленки и не очнуться на пенсии. Оказалось, что можно «встраивать» детей в свою жизнь, выбирать подходящее время и обстановку для их появления.
А потом… Не знаю, как и когда выделилась целая группа людей, которые не хотят размножаться. Не потому, что они больны, неустроенны в жизни или живут от з/п до з/п (хотя и это важно) — а просто так, по собственному решению. Я бы сказала, что у некоторых людей «инстинкт размножения», по неизвестным мне причинам, атрофируется. Да, мы просто не хотим иметь детей, и это чистая правда.
Паршивые овцы
Чайлдфри ведут себя по-разному и зачастую не понимают друг друга. Когда-то я была «забитым чайлдфри» — такие люди из-за давления со стороны чувствуют себя ненормальными. Они постоянно копаются в себе в поисках пресловутого «инстинкта». Они представляют себя в роли родителей, пытаются с ней примириться и расстраиваются, что не выходит. Для тех, кто утвердился в своей позиции, это выглядит довольно смешно. Теперь я «осознанный чайлдфри» — человек с четкой позицией, который не собирается искать в этом вопросе компромиссов. А для некоторых чайлдфри — проявление юношеского максимализма, который рано или поздно сойдет на нет.
Но есть чайлдфри, которые, как паршивые овцы, портят впечатление обо всем стаде. Это те, кто ни дня не могут прожить, не оскорбив человека с противоположным мнением. Те, кто постоянно сыпят остротами в адрес матерей, считают «детных» низшим сортом только потому, что они решили завести «личинку». Зачем это нужно и в чем смысл подобных выступлений — сложный вопрос. И хотелось бы, чтобы люди понимали: не все чайлдфри кидаются на окружающих, как бешеные собаки. Зачастую они сами угнетены своим положением «меньшинства».
Почему?
«Почему ты не хочешь детей?» — вопрос, от которого у меня появляется нервный тик и скачет давление. Этот вопрос чайлдфри слышит от каждого человека, узнавшего, что он чайлдфри. На самом деле, причины у каждого свои, и выразить их можно по-разному. Я могу сказать следующее:
Во-первых, я боюсь за свое здоровье и внешность. Я начиталась и наслушалась историй про растяжки, швы, геморрой и недержание. Я насмотрелась на фотографии симпатичных девочек, которые после родов стали выглядеть старше на 20 лет. Это — не сказки, а объективная реальность, которая бывает достаточно мерзонькой. Давайте будем честными: роды не красят никого, более того, этот процесс опасен. Он грозит по меньшей мере длительным дискомфортом, а по большей — серьезными проблемами со здоровьем и депрессией от вида собственного тела.
Во-вторых, я ограничена в финансах. Как и большинство людей, которых я вижу каждый день. Мои родители — не самые богатые люди и не смогут содержать еще кого-то, кроме меня. Я — человек с гуманитарным образованием, без особых амбиций, без уникальных навыков и талантов, которые приносили бы миллионы. А средняя зарплата по Кировской области — 26 тысяч. На эти деньги можно жить и с ребенком, но вопрос в другом: каково будет качество этой жизни? Можете считать меня эгоисткой, но я предпочитаю покупать нормальную еду и одежду для себя одной, чем питаться макаронами и ходить в обносках вдвоем с «наследником».
В-третьих, я ценю свободу. Я ценю возможность самостоятельно распоряжаться своим временем, свободно перемещаться, проводить время с близкими и заниматься своими хобби. По признанию многих матерей, «материнство» отняло у них прежнюю жизнь. Возможно, не все понимают, но родившемуся человеку приходится уделять очень много времени и сил, и «просто пойти в душ» или «просто почитать книжку» для матери становится роскошью, а недосып, немытая голова и невозможность сходить к гинекологу — реальностью.
Таких пунктов может быть много, но, пожалуй, главный из них — само отсутствие в мой голове и сердце желания иметь ребенка. Это нельзя объяснить рационально, почему у кого-то вид младенца вызывает умиление, а у меня — нет, но это так. Кто-то мечтает качать свою «ляльку» на руках, слушать ее лепет и видеть первые шаги — я к этому равнодушна. Пожертвовать здоровьем и молодостью, забыть о красивой одежде и путешествиях, смириться с заточением в четырех стенах можно было бы лишь ради великой мечты. Но приносить такие жертвы ради того, к чему у тебя не лежит душа, — это то же, что выкинуть себя на помойку.
Один на миллион
Есть кое-что еще, о чем нельзя умолчать. Чайлдфри — разные, и среди нас наверняка есть люди, предпочитающие одиночество. Проблемы начинаются, когда ты — чайлдфри, но при этом хочешь жить в обществе как нормальный человек, любить и иметь семью.
Сейчас чайлдфри на земле больше, чем когда-либо, но основная масса людей сохраняет традиционные ценности. И как мала вероятность встретить в своем городе человека, разделяющего твои убеждения, да еще и влюбиться в него. В результате шанс найти подходящего партнера, когда ты чайлдфри, просто минимален.
Я задумалась об этом пару лет назад, когда одним прекрасным вечером мы с молодым человеком завели разговор о детях. Это были мои первые серьезные отношения, и я еще не знала, что о нежелании иметь детей нужно предупреждать. Мы провстречались полгода, но один разговор закончил эти отношения навсегда. Какая ирония: чайлдфри и человек, мечтающий как можно скорее завести пару карапузов, несмотря на то, что живет в съемной студии.
С тех пор при знакомстве с парнем я всегда говорила, что не хочу детей. Довольно часто в ответ можно было услышать, что это ненормально, такая девушка никому не нужна, и вообще «биомусор». Многие парни говорили «сейчас я тоже не хочу, может, позже — трудно сказать». Чайлдфри поймут, как сложно слышать такие слова.
Нас убеждают, что пройдут годы, и мы обязательно загоримся идеей размножения, но мы знаем, что это не так. И боимся, что однажды «придет время», с нас «потребуют» ребенка, а мы не сможем на это требование согласиться. И из-за этого разобьется семья, без которой себя уже не мыслишь.
Чайлдфри сделали свой выбор: мы не кидаем свою жизнь на демографическую амбразуру, нас не пугает отсутствие «продолжения» рода и «стакана воды» в старости. И это решение в мире, где для всего естественно продолжение, звучит как вызов. Но если у людей, в отличие от животных, есть выбор, почему за этот выбор нужно осуждать? Разве не чудо, что каждый из нас может завести детей осознанно или осознанно их не заводить?