18 МАРТА — ЕЩЕ ОДИН ПОБЕДИТЕЛЬ
На прошедших невыборах победил не только Владимир Путин, но и будущая оппозиция, поскольку нынешняя оппозиция окончательно дискредитирована результатами этих невыборов и своей безнадежной суетой по их поводу.
Будущей оппозиции еще нет, но теперь всякий, кто примется всерьез оппонировать политическому режиму Владимира Путина, не будет вести себя так, как вела себя антипутинская оппозиция последние 15 лет.
18 марта 2018 года — день рождения новой антипутинской оппозиции.
***
Эти победоносные невыборы Владимира Путина именно добили старую либерально-демократическую оппозицию и вообще всю эту демшизовую оппозиционность, заваренную на голых лозунгах «рынка, демократии, прав человека», лишенных актуального для больших групп людей политического содержания. Эти выборы окончательно доказали политическую бессмысленность абстрактной либерально-демократической риторики и политическую бесперспективность соучастия оппозиционеров в авторитарных плебисцитах под названием «выборы».
Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция!
Выборы пригодятся потом, когда политический режим Владимира Путина не сможет управлять политической активностью в стране. А до того — не в выборах дело.
***
С точки зрения свертывания режима личной власти Владимира Путина — не в самом режиме дело, а в большинстве российских граждан, которым этот режим, несмотря ни на что, реально ВЫГОДЕН. Не с режимом надо работать, а с людьми.
Чтобы пойти в правильном направлении, любой российской оппозиции нужно честно ответить самой себе всего на один вопрос: что такое ОЧЕНЬ НУЖНОЕ ЛЮДЯМ я могу им предложить, чего не может им предложить Владимир Путин? Речь об «очень нужном» не для оппозиции, а для очень многих из «путинского большинства». В этом смысле, например, либерально-демократическая оппозиция должна признать: «просто демократия», «просто свободный рынок», «просто права человека», даже «просто настоящая борьба с коррупцией» сами по себе большинству граждан страны не нужны. И это нормально. Эти суперценности могут понадобиться людям только как ключи к чему-то другому, гораздо более ценному, чем эти ценности. Фанатики «демократии и рынка» забыли, что «демократия и рынок» — это всего лишь средство. Вопрос: для чего «демократия и рынок» являются средством в современной России, точнее, средством для реализации каких потребностей ее обычных граждан? И вовсе не обязательно, что ответ может быть легко найден, во всяком случае, в привычных политических парадигмах.
Что люди либерально-демократических взглядов обычно предлагают другим людям? Свободу! Но в каких тогда свободах ОСТРО НУЖДАЕТСЯ сегодня среднестатистическая российская семья?..
Что вообще сегодня в повестке «политических потребностей» российских граждан? Какие новые политические потребности зарождаются? Какие сегодняшние или зарождающиеся политические потребности россиян не сможет удовлетворить Владимир Путин, а, следовательно, может попытаться удовлетворить оппозиция?
На скорую автоматическую и даже неминуемую «победу холодильника над телевизором» рассчитывать не приходится. Хотя режим находится сегодня и не в самом лучшем своем состоянии, но запас прочности путинской ренто-сырьевой экономики все еще достаточно велик, а плавное, ПОСТЕПЕННОЕ обнищание в рамках ПРИВЫЧНЫХ общественных отношений может длиться достаточно долго — даже исторически долго — без особых последствий для власти.
Главная опасность для режима — непредсказуемые катастрофические или просто кризисные события: макроэкономические, макроприродные, системно-техногенные, всевозможные социальные сбои в ручном управлении и т. п. Именно такие события имеют шанс РАЗОРВАТЬ, наконец, кровную связь между культом личности Владимира Владимировича Путина и его бестолковым, системно не эффективным государством, выживающим исключительно благодаря этому самому культу личности. Но направить энергию разрыва на благо свертывания архаичного режима и преодоления национального упадка сможет только тот, кто ко времени «Ч» будет понятен и минимально приемлем для сегодняшнего «путинского большинства».
Настоящая политика — это способность нравиться тем, кто тебе не нравится.