Яков Ильич Гилинский откликнулся на пасхальный праздник интересным шутливым постом в ФБ (8.04.2018):
«Сложная моральная проблема, — пишет Я. И. — Что мне делать, когда сегодня мне говорят „Христос воскресе!“? По правде хочется ответить „Не может быть!“. Но — обидятся... Сказать „Вас также!“ (как я говорю, когда меня поздравляют с другими церковными праздниками) — не звучит!... Промолчать — неприлично. Ответить „Воистину воскресе!“ — но ведь это страшное вранье с моей стороны, а я уже много десятилетий стараюсь никогда ни в чем не врать... И чё делать?..».
Разумеется, это шутка, в которой очень много серьезного. Сейчас все больше и больше людей относятся к ритуалам всерьез, пытаясь увидеть в каждом слове буквальный смысл. Почти каждый праздник вызывает стычки взаимного недопонимания. И уже все чаще задумываешься: поздравлять или не поздравлять, ибо никогда не знаешь, на какое отношение к ритуалу наткнешься.
Это классическая этнометодологическая проблема разложения неразложимого и попытки найти смысл в частях.
Нельзя подвергать ритуалы деконструкции. На выходе неизбежен этнометодологический бред. Говоря «спасибо», мы не связываем это ритуальное слово со своим отношением к богу, а здороваясь, не обязательно думаем о здоровье нашего собеседника. Аналогично и с ХВ. Если мы не собираемся превратить мимолетную встречу в дискуссию о бытии бога, то нет и проблемы участия в ритуале. Людям, которые не очень озабочены православной верой, я отвечаю «Да, я тоже слышал!». Хотя серьезно верующим людям я так не скажу.
И тут мы выходим на другую более масштабную проблему терпимости к иной культуре, которая часто предстает нагромождением заблуждений. И верующий и неверующий смотрят друг на друга с недоумением. Но если мы обречены жить вместе, то остается вывести свои убеждения за скобки ситуации.