Я вообще не понял, что происходит с эспланадой. Какое-то время назад власти презентовали три или четыре проекта реконструкции эспланады - типа на общественное обсуждение. Именно «типа» - ничего конкретного. Потом тишина – никаких движений в сторону широкого экспертного и общественного обсуждения не последовало. И вдруг, ни с того ни с сего, на эспланаде начинаются конкретные работы, появляется забор, объявили что будут строить фонтан. Это значит, что проект уже выбрали? Кто выбрал? Какой проект? Кто экспертировал этот выбор и экспертировал ли? Каково культурное, социальное, экономическое, эстетическое обоснование выбранного проекта эспланады? Как выясняли общественное мнение? (я не сторонник выбора больших градостроительных проектов по «народному голосованию», но общественное мнение по группам интересов должно быть выявлено и обязательно рассмотрено лицами, принимающими решения). Всё это очень похоже на возвращение чиркуновского стиля принятия общественно-значимых решений: «мы тут собираемся изменять вашу жизнь, но это не ваше дело».

Дело не в том, что я против фонтана или чего-то ещё - вполне возможно, что реализуемый проект очень даже неплох (в проектах, представленных ранее были серьёзные, интересные решения, сохраняющие суть пермской эспланады, как я её понимаю) – я не понимаю, как возможно кардинально менять центр города вот так вот – из под полы.

И вот, что такое пермская эспланада для меня:

Пермская эспланада – это гигантское зелёное поле, бесшабашно оставленное в угоду «русскому размаху» на дорогущей земле посреди большого города. Демонстративная, почти наглая, с градостроительной точки зрения, любовь пермяков к простору и свободе взгляда. Эспланада – это «пермские поля» для пермского размашистого досуга. «Западное поле» – регулярное прогулочное пространство, стянутое посередине причудливым советским памятником и геометрически расчерченное асфальтовыми дорожками и парапетами стриженых кустов. «Восточное поле» – поле как таковое, городская поляна для вольного отдыха и веселья, а в перерывах – «просто пространство простора», услада взгляда, уставшего от городских нагромождений.

Эспланада в Перми – это именно поле. Не мощёная площадь, не сквер, не регулярный парк, каких много, а именно поле и очень большое поле. Всё, что мешает восприятию эспланады как поля, убивает этот важный феномен пермской урбанистической самобытности. Для меня проблема не в том, как «застроить эспланаду» – застройка эспланады - это зло для «моей Перми». Эспланада должна украшаться и развиваться не застройкой, а обрамлением. Эспланада хороша не тем, что на ней, а тем, что вокруг. А вокруг ещё конь не валялся. Для самой эспланады проблема в том, как разнообразнее и эффективнее использовать это поле для удовольствия пермяков и развития города, но именно как поле, как «простор на траве». Это очень креативная и трудная задача. Летний и зимний фестивали – это самое очевидное, но довольно примитивное и экстенсивное использование «пермских полей». Всё, что может быть на эспланаде не должно разрушать и загораживать её простора. Возможен и фонтан, и какая-то малая архитектура, и что-то парковое, и много что ещё. Главное – чтобы на уровне человеческого глаза, с обрамляющих эспланаду улиц, ничто не загораживало простор «пермских полей».

Оригинал