31 марта 2018 года в Москве состоялся очередной съезд Общероссийского общественного движения «За права человека». Движению исполнилось 20 лет.

На юбилейном собрании правозащитники вспомнили о том, что 20 лет назад ООД «За права человека» было создано на основе региональных организаций известного в свое время движения «Демократическая Россия».

Как руководитель Хабаровского отделения Движения «Демократическая Россия» и непосредственный участник событий того времени, хорошо помню, что разношерстное и многочисленное движение «Демократическая Россия» было вызвано к жизни назревшей и очевидной необходимостью революционных перемен в обществе.

В стране монопольно правила бал одна и единственная политическая партия (КПСС), доведшая экономику страны за десятилетия бессменного и бездарного правления в условиях сознательной изоляции от внешнего мира до полной стагнации, а жизнь россиян до прогрессирующей нищеты и голода. Создалась классическая революционная ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят.

Устранение руководящей роли КПСС в жизни страны (исключение из Конституции шестой статьи), создание демократических институтов, призванных обеспечить восстановление и защиту утраченных при коммунистическом правлении прав и свобод человека в стране - именно эти простые и понятные цели объединили тогда огромное число россиян в движении «Демократическая Россия».

И этих целей «Демократическая Россия» добилась, совершив практически бескровную очистительную революцию в 1991 году и приведя к власти, как нам тогда казалось, президента с демократическими взглядами и команду младореформаторов, призванных обеспечить стране и россиянам светлое демократическое будущее.

Но подтвердилась известная историческая истины, точно подмеченная британским писателем, историком и философом Томасом Карлейлем: «Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи». Так случилось и с революцией 1991 года.

Президент с коммунистическими корнями оказался не способным на проведение последовательных, полновесных и полноценных демократических реформ, к власти так или иначе пришли пронырливые и алчные негодяи, с неизбывными хватательными рефлексами (вспомните хотя бы процветающего ныне Чубайса), напрочь «забывшие» про цели революции 1991 года.

Опешившие от беспредельного хамства захвативших власть жуликов и воров,  участники движения «Демократическая Россия» решили самостоятельно, не оглядываясь на порочных и профессионально несостоятельных «наемных работников», которых в силу уничтожения института выборов в стране с 1996 года, поменять было «источнику власти» ну никак невозможно, отстаивать права и свободы человека, преобразовавшись в 1998 году в общероссийское движение «За права человека». Благо тогда «слуги народа», из Палаты № 6 , что на Охотном ряду, еще не додумались правозащитные организации объявлять «иностранными агентами» и «нежелательными организациями» и можно было получать на благое дело защиты прав и свобод человека финансирование из различных фондов (в том числе – зарубежных).

К чему этот экскурс в историю, а вот к чему.

Вернемся в сегодняшнюю Россию.

Власть в стране уже два десятилетия узурпирована самозванным президентом, опирающимся на единственную и неповторимую профессионально несостоятельную партию жуликов и воров, имеющую конституционное большинство в парламенте. В стране 22 миллиона человек влачат жалкое существование за чертой бедности, еще сорока процентам сограждан денег едва хватает на еду и минимальное количество одежды. У россиян более двух десятков лет отнято право на периодическую смену власти посредством честных выборов. Страна пребывает в состоянии прогрессирующей изоляции от внешнего мира. Экономика стагнирует. Права и свободы человека называются ересью и, естественно, не соблюдаются. Россия погрязла во лжи и коррупции.

Ничего не напоминает? Это же портрет России 1991 года.

Дело усугубляется присутствием в президентском кресле утратившего связь с реальностью самозванца, снискавшего своими действиями и решениями заслуженную репутацию международного преступника и размахивающего по поводу и без ядерной дубиной, грозя уничтожением всего живого на планете.

Такого себе не позволяло даже приснопамятное политбюро ЦК КПСС накануне своего ухода в небытие.

Очевидно, что страна сегодня вновь, как и в 1991 году беременна революцией и ей нужна, как воздух, очистительная сила, наподобие «Демократической России» начало 90-х, которая сметет преступную власть (хотелось бы, без жертв), но не совершит ошибок прошлого, не отдаст будущее страны на откуп случайным и нечестным людям, обеспечит контроль за властью.

Было бы логичным и исторически оправданным видеть в роли такой очистительной силы движение «За права человека», реинкарнированное в движение «Демократическая Россия-2», но боюсь, что это невозможно в силу нынешних прозвучавших на съезде установок: не ссориться с преступной властью, не критиковать избыточно резко преступную власть, мирно влиять на преступную власть, искать окна взаимодействия с преступной властью, внедряться в структуры преступной власти, быть «прокладками» между обществом и преступной властью.

И это произносится на собрании правозащитников, которые по своей природе являются антагонистами власти, вызваны к жизни бездействием власти. Ну, в самом деле, зачем нужны были бы правозащитники, если бы реализация конституционных прав и свобод человека в стране обеспечивалась самой властью, для чего она, собственно, и предназначена по основному закону страны.

На съезде нас призывали расширять в регионах поле правозащитной деятельности, находить экспертов и юристов по защите тех или иных категорий нарушенных прав, создавать специализированные правозащитные приемные. По сути, нам предлагалось подменять на местах органы государственной и муниципальной власти. Причем, на безвозмездной основе.

На свои расходы в 2018 году преступная власть запланировала 16,53 трлн рублей. То есть, эти деньги, исходя из предназначения власти служить народу в деле реализации прав и свобод человека, должны быть потрачены в текущем году на благо россиян.

Однако, как показывает многолетняя практика в лучшем случае сонмы российских чиновников либо не освоят вообще выделенные из бюджета денежные средства в силу своей профнепригодности (ведь они давно занимают свои хлебные чиновничьи кресла не потому, что обладают глубокими специальными знаниями и организаторскими способностями, а по причине наличия коррупционный связей), либо разворуют эти деньги (что вероятнее) в силу запредельной алчности и неизбывного хватательного рефлекса. В любом случае, деньги уйдут куда угодно, только не на реализацию прав и свобод человека в России.

А правозащитникам в этих реальных обстоятельствах предлагается вместо борьбы с преступной властью, подменять чиновников, выполняя их работу на безвозмездной основе. Логично ведь, правда?

Уверен, что пренебрежение базовыми принципами и ценностями правозащиты в угоду политической конъюнктуре, размывание их, неизбежно ведет к невосполнимым имиджевым издержкам для российских правозащитников, к потере ими в конечном итоге правозащитного лица.