Заседание СПЧ в Краснодарском крае. 

Заседание состоялось в просторном, мест на 500, зале Кубанского казачьего хора. 
В Президиуме сидели Михаил Федотов, губернатор края Вениамин Кондратьев, прокурор края, председатель  краевого СПЧ А.А. Зайцев, УПЧ края С.В. Мышак, председатель краевой Общественной Палаты Л.В. Попова. 

Заседание открыл М.А. Федотов.  Он отметил, что  Совет приехал в край не напрасно: только в Новороссийске на прием членов Совета прибыло 150 человек, более 200 человек пришло на прием в Краснодаре. Прием закончился  после 2 часов ночи. Федотов повторил свой любимый лозунг: больше конкретизации, меньше политизации. 

Губернатор края В.И. Кондратьев говорил достаточно эмоционально. Он рассказал о создании во всех городах и районах края местных общественных палат,  однако все время вспоминал каких-то загадочных врагов, которые мешают конструктивной работе.      

Губернатор рассказал о том,  что Краснодар – единственный регион, где создан институт Уполномоченного по правам фермеров при губернаторе края. В настоящее время в крае – более 15 тыс. фермеров. Однако их продукция по сравнению с продукцией агропромышленных холдингов неконкурентоспособна. Выход только один: объединить фермеров в кооперативы. Но действующее законодательство требует, чтобы участник сельхозкооператив передавал в общую собственность земельный надел, но люди к этому не готовы. Я бы на их месте и сам не  стал отдавать землю, - добавил губернатор.   




С 18 до 120 за 2 года выросло количество грантов  НКО  из краевого бюджета. Должен честно признать: за годы правления Кондратьева Краснодарский край стал территорией, у которой соседям есть чему поучиться. 

Наталья Евдокимова подвергла критике мэра Анапы, рассказав, что в городе были вместе слиты несколько подстанций скорой помощи, более 10 лет не ремонтируется старый корпус больницы. Информация о больнице сильно задела Вениамина Ивановича: он поднял министра здравоохранения края и дал министру здравоохранения в течение 10 дней решить этот вопрос: что делать с корпусом – снести или отреставрировать. 

Председатель РКК Раиса Лукутцова  отметила очень хорошую работу Центра  СПИДа и Инфекционной больницы края, уровень которых существенно выше, нежели средний по стране.  Кроме того  Минздрав края за последние годы не позволил закрыть ни одного фельдшерско-акушерского пункта. 

Яна Лантратова обратила внимание на то, что в одном из посещенных ею онкологических диспансеров срок ожидания химиотерапии составляет 1,5 мес. Кроме того в крае необходимо построить 138 школ.

Я в своем  выступлении отметил следующие проблемы: 

- неблагоприятной является ситуация с  ОНК Краснодарского края; всего лишь 3 члена  ОНК имеют опыт работы по общественному контролю; осужденные отмечают, что 4-й состав  ОНК работает менее активно, чем 3-й; сегодняшнее посещение Прикубанского  РОВД  показало, что  ОНК  давно не посещало этот  отдел;   

-  СПЧ при губернаторе края посещало г. Геленджик, было приняло 300 человек, однако большинство вопросов разрешено не было; более того, после заседания некоторые наиблее активные члены СПЧ из Совета были «ротированы»; 

- в г. Геленджике у кооператива «Морской»  отнимают причал, которым рыбаки из кооператива пользуются с 1947  года; 

- г. Геленджик, ул. Красногвардейская, 79 до сих пор не решены проблема обманутых дольщиков; 

- в г. Геленджике землю  ЗАО «Дивноморский» 13 лет не используют по назначению;

- в Пушкинском доле у владельцев домов отбирают землю под домами;

- в г. Геленджике  для проведения митинга место общественности было предоставлено около кладбища;  

- хотя и имело место уменьшение числа нарушений на выборах, однако нельзя не обратить внимание на задержания и аресты гражданских активистов по надуманным основаниям; так дважды был арестован координатор «Голоса»  Д.Н.Канкия, а у гражданской активистки врача Яны Антоновой отбирают ребенка; 

- отделах полиции выявлены проблемы - плохое освещение камер, не работает вентиляция, нет информации для посетителей и задержанных, нет матрасов; 

-  для Прикубанского Отдела полиции, одного из крупнейших в стране, здание  которого было построено ¾ века назад, необходимо новое здание. Вопрос об этом не решается уже в течение 5 лет. 
Отметил я и положительный Прикубанского ОП. 

Заседание прошло крайне остро. Жители крайне эмоционально стали реагировать на происходящее, так как большинство проблем, поставленных в рекомендациях  СПЧ  в 2014 года, решены не было. Так, стали решаться проблемы  фермеров,  но не решаются проблемы земельных пайщиков. Хотя по информации правительства края под снос может попасть 200 домов, находящихся на сельхозземлях, по данным УФССП таких домов – 420, а реальное количество домов, рискующих быть снесенными, - около тысячи.

Отдельные жители перебивали и губернатора, и прокурора края, однако те не теряли самообладания, и пообещали, что после  заседания  СПЧ они встретятся со всеми, ко до этого  не мог к ним попасть или были не удовлетворены принятыми решениями. 

Уже садясь в самолет, я узнал: губернатор Кондратьев и прокурор Табельский продолжают прием жителей края.   

Я в этот раз обошелся без рекордов, а заместитель М.А. Федотова Евгений Бобров увез с собою из края килограмм 20 разных жалоб. 

Жаль, что не все смогли выступить. Не рассказала о проблемах Геленджика и Тихорецка Ольга Голубникова. Не выступил о проблемах работы нового состава ОНК Миружан Базикян. Не озвучил свою идею правозащитной регаты на плотах Андрей Новоселов. 

Но особенно жаль,  что не прозвучали на заседании очень проработанные, реалистичные и необычайно важные для Краснодарского края (да и не только для него) идеи заместителя председателя краевого СПЧ Станислава Бабина о строительстве в крае экологически безопасных и компактных мусороперерабатывающих заводов, позволяющих превратить в энергию или вторсырье до 80 % бытового и промышленного мусора. Даже, если бы идеи Станислава Бабина нам удалось внедрить в жизнь, СПЧ мог бы сказать себе: в Краснодарский край мы съездили не зря.

Пару раз на заседании я поругался с губернатором: ни я, ни он за словом в карман не лезли. Тем не менее убежден:  Краснодарскому краю  с губернатором повезло. 

Однако впечатления последних минут были смазаны следующей сценой: известный эколог и правозащитник Евгений Геннадьевич Витишко подошел к некоему парню в костюме и галстуке,  чтобы поздороваться. По выражению лицам Витишко я понял: он искреннее уважает молодого человека в  галстуке. К моему удивлению, молодой человек не понял, что ему оказана немалая честь, скривился, и заявил Витишко: Вы для меня – уголовник. Витишко опешил, с тал напоминать молодому человеку о своей работе для края, а тот все твердил: уголовник, уголовник, уголовник.  Я постарался что –то сказать юному чиновнику, но тот меня слушать не стал  и величественно  уплыл в окружении челяди.

Из уважения к Витишко и  Кондратьеву я не стал писать ФИО и должность молодого человека. Хочется верить что, что во время следующей командировки на Кубань про этого человека  я смогу написать хоть что – то хорошее. 

Оригинал