Так получилось, что этот пост я делаю как раз в день выборов: вчера вернулись из длительной командировки... Наш первый день в Москве был свободным, а Музей ГУЛАГ оказался рядом с гостиницей. Пройти мимо было бы глупо, но и особых впечатлений я не ждал: мне близко знакомы темы воркутинских и соловецких лагерей.
Вежливые музейные охранники в черных костюмах доброжелательно, как сотрудники погребального бюро, показывают в направлении кассы. Камеры хранения под рюкзаки сделаны из стали, увесистыми дверцами напоминая сейфы, черный номерок гардероба холодит руку. От входа чувствуется, что проект музея разработан на высоком профессиональном уровне — единый стиль, заданный буквально несколькими деталями... Интерьер — кирпич, металл, дерево. Все как в бараке. Немного общих слов:
Мое внимание остановилось на списке будущих жертв, подписанном шайкой упырей.
Рядом — вся банда в полном составе с количеством расстрельных списков, подписанных лично. Пятерка рекодсменов – Сталин и его ближайшие подельники: Молотов, Каганович, Ворошилов и Жданов.
Конечно, организаторы не могли обойти стороной Соловки…
Как и мой родной город — Воркуту.
Такие двери я видел не раз на лагерных бараках, догнивающих в Большеземельской тундре по сторонам от Северной железной дороги, в грибных походах по окрестностям Воркуты, на берегах Усы и Воркуты... Один раз видел карцер-крикушник: два квадратных метра без печки, с дверью, собранной из рубленых металлических полос — чтобы з/к всегда был виден... Сколько ты проживешь в минус 40 за такой дверью?
Помню старые лагерные (а потом — жилые) бараки заброшенной шахты Южной, где висели такие же светильники.
Кстати, телогреечки лагерные были не в пример хуже армейских, известных по военным фильмам... Те черные и зеленые стеганки, в которых сегодня щеголяют персонажи кино, застегивающиеся «под горло», намного удобней распашонки, что выдавалась з/к.
А вот вам шконка одиночки: ночью — узкая железная полоса, днем — столик на одну миску и стульчик. Ничего лишнего. Ничего личного.
Чекистские наручники ничем не отличаются от царских кандалов. Только применялись чаще, иногда — сразу на допросах. Хотя... О чем я? Сейчас наручники еще чаще применяются... А когда и они не помогают, в ход идут бутылки из-под шампанского…
Предметы лагерной канцелярии — дырокол. Все было в звездах. Но не всем.
На выставке много «соловецкого». Соловецкий кирпич, производившийся в лагере…
Пули из расстерльных ям... Через чей череп они пролетели? Вы когда-нибудь видели расстрельные ямы? Где по трое, по пятеро, по двадцать?
Для того, чтобы увидеть расстрельные ямы, не обязательно куда-то уезжать... Вполне может быть, что вы живете очень рядом... Найти их не сложно: над расстрельной ямой утренняя роса держится дольше всего, лес уже подсохнет, а яма белеет росяным квадратом... Смотришь на нее, и страшно становится... Глянь карту: где ты живешь — там и ямы...
Больше всего меня поразили маски, которые шили себе заключенные-женщины, защищаясь от холода... Представьте себе женскую роту, бредущую утром на работы... Страшные улыбки безликих разноцветных масок вместо лица, которое они пытаются сохранить…
Ни лиц, ни имен. Просто рецепт полного уничтожения личности: национальная (или коммунистическая) идея (кому какое дерьмо по вкусу) идея + гениальный вождь.
Сверху витрины экспонатов выглядят как саркофаги…
Еще немного из жизни моей родины... Сдается мне, что всех, желающих великих свершений под руководством великого вождя, или просто неосталинистов, надо, с-ка, селить в такие благоустроенные хаты. Ротами. И столик, бл, с цветочками, в центр барака — для уюта.
Конечно, у заключенных были не только цветочки. Но и оркестры. Кстати, такая клумба-звезда — отличительный признак чекистского лагеря... На Соловках такие до сих пор лежат на Секирной горе и у здания СТОН (Соловецкой тюрьмы особого назначения). Стреляли, говорят, часто прямо у клумбы. Если ноту не ту взял.
Даже рукодельничали — на подарки чекистскому начальству. Сейчас, оно, правда, дорогими часами брать любит да дворцами с яхтами.
Кстати, резьба изображает ледокол, по абрису и надстройке очень похожий на «Красин» (бывший «Святогор»).
Поле надгробий. Достаешь дощечку и читаешь...
Поразил меня еще один раздел выставки: вращающиеся доски с портретами и высказываниями известных заключенных... Обходишь выставку, читаешь... И попадаешь к последней дощечке. Пока свободной.
И я полностью согласен со Львом Копелевым…
Выбирай сам…