Как бы там ни обижался секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев, факт остается фактом: Совет Общественной палаты, формирующий состав наблюдательных комиссий, понятия не имеет, что такое общественный контроль, что такое места принудительного содержания, не интересуется этой проблемой, не интересуется деятельностью ОНК. Более неподходящего и некомпетентного органа для формирования комиссий просто трудно себе представить.
Как бы там ни было, но сегодня институт ОНК в стране практически уничтожен. В подавляющем большинстве регионов комиссии существуют лишь формально. Даже от наблюдательных комиссий при исполкомах советского периода было больше пользы, чем от нынешних выхолощенных и кастрированных ОНК. И ответственность за эту ситуацию несет именно федеральная Общественная палата.
На самом деле, наше предложение заключается вовсе не в том, чтобы передать полномочия по формированию комиссий федеральному омбудсмену. Мы предлагаем разделить эти полномочия между тремя структурами: Общественной палатой, омбудсменом и СПЧ при Президенте. А вообще, я убежден в том, что в России давно пора создавать эффективный национальный превентивный механизм (НПМ), и институт общественных наблюдателей должен стать составной частью этого механизма. И конечно, этот НПМ должен курировать омбудсмен, назначаемый парламентом.