Идею данной статьи автор вынашивал не менее полугода. Но честно скажу, до самого последнего момента сомневался, стоит ли мне её писать? Имею ли я на это право? Более того, уже раскрывая ноут-бук, не испытывал уверенности в том, что поступаю правильно. Поймут ли меня? Решительности придало известное русское выражение «Раз душа требует, значит, можно». 

Итак, с чего начать? Просмотрев несколько предыдущих своих статей на эту тему, переписку с некоторыми ветеранами студенческого движения дружин охраны природы (ДОП), материалы некоторых выпускных квалификационных работ по истории студенческого природоохранного движения, выполненных под собственным «чутким и мудрым» руководством, работы других исследователей данного вопроса, решаю начать с описания картины в целом.

Что же представляет собой молодежное экологическое движение на данный момент в целом? На примере Воронежской области могу сказать, что молодежное экологическое движение представляет собой несколько десятков различных школьных обществ, экологических отрядов, студенческих волонтерских отрядов, проектов, программ и т. д. и т. п. По моим данным ими охвачены не менее половины школьной и студенческой молодежи.

Чем занимается современное молодежное экологическое движение? В основном, в духе времени различными уборками мусора, зимней подкормкой птиц, посадками деревьев. Некоторые пытаются заниматься вещами, требующими более продвинутой подготовки: выявление и борьба с экологическими правонарушениями (в основном, борьба со свалками и незаконными порубками, а также торговлей первоцветами весной, певчими птицами на Благовещенье и незаконными елочными базарами в предновогодний период), подготовкой и проведением экологических уроков, квестов, экологических игр и викторин с детьми и своими сверстниками. Ещё более продвинутые пытаются заниматься особо охраняемыми природными территориями, следя за их состоянием, популяциями редких растений, выявляя новые территории, перспективные для создания ООПТ. 

Часть участников молодежных экологических проектов пытается ввести некоторые новшества в уже набившие оскомину субботники через попытки внедрения раздельного сбора мусора, изучение возможных путей решения «мусорной» проблемы, проверкой и выявлением пунктов приема вторичного сырья. 

Сейчас пробежал написанное и задумался. По сути, все виды деятельности (помимо уборок и посадок леса, хотя лично автору этих строк, будучи бойцом отрядов «Заповедник — 1985, 1988 и 1989, приходилось заниматься и тем, и этим и многими другими хозяйственными работами) были когда-то характерны для студенческих Дружин охраны природы 70-х — 80-х годов. Что, как говорится, мешает? И почему именно студенческим Дружинам охраны природы в современном молодежном экологическом движении практически не осталось места?

Обдумывая сложившуюся ситуацию, все больше прихожу к выводу, что ДОП проигрывают другим экологическим и околоэкологическим организациям чисто субъективно, не имея соответствующих организационных и интеллектуальных ресурсов, благополучное растерянных в течение предыдущих 25 лет. В 2000-е годы некоторые ДОП начали как-то стыдливо переименовываться в молодежные экологические организации, молодежные экологические союзы и т. д. Как будто, само слово «дружина», пришедшее из советского лексикона, как говорится, чему-то «не соответствовало». Лично я считаю, что дело не в названии, но, с другой стороны, «как корабль назовешь, так он и поплывет».
А пока ДОП на постсоветском пространстве умирают одна за другой (за редким исключением). Им на смену приходят уже упоминаемые выше экологические отряды, общества, волонтерские отряды, проекты и программы. А у ДОП (там, где они были) нередко и памяти не остается! Обидно, не правда ли?

Какой из данной короткой статьи следует вывод? 1) объективно для молодежного экологического движения в стране сложились благоприятные условия; 2) опыт работы ДОП советских времен сейчас практически утрачен, а он бы очень пригодился развивающемуся молодежному экологическому движению; 3) ну, а о третьем, думаю, догадаетесь сами.

Оригинал