Путь домой: 5 норвежских принципов возвращения бывших заключенных в общество
Наталия Донскова
Доверие, трудные 48 часов, жизнь на 1000 евро и визиты в тюрьмы.
Работа по ресоциализации бывших заключенных начинается в то время, когда они еще находятся в тюрьме. Система здесь построена таким образом, чтобы максимально помочь человеку после отбывания наказания вернуться к нормальной жизни без зависимостей и криминала. Именно поэтому большую часть времени занимает взаимодействие с социальными работниками и психологами, планирование будущего, поиск работы, жилья, формирование новых социальных контактов. В этом материале, который собран в Норвегии мы расскажем о самом опасном времени для бывшего заключенного, о том, кому разрешают работать в тюрьмах и как бывший заключенный отдает долг государству.
1. Равный — равному
Большинство заключенных выходят из тюрьмы с вещами, которые лежат в таком черном мешке из под мусора. В этом мешке — дом, работа, документы, долги, проблемы и будущее
— Йохан, руководитель организации "Путь обратно"/Johan Lothe leader, "WayBack"
C таких слов началась наша встреча в офисе общественной организации "Way Back" (в буквальном переводе Путь обратно) в Осло, Норвегия. Организация построена по принципу «равный - равному». И даже объявление о поиске сотрудников и волонтеров звучало так: нам нужны люди с опытом «зоны». Не нужно образование, опыт работы. Так, такие инициативы и сами становятся плацдармом для реабилитации бывших заключенных.
Наставники, или как их здесь называют «опекуны», предлагают свою помощь, дружбу и опыт другим заключенным, которым только предстоит адаптация в обществе. Про свою историю они говорят так: «Мы сделали вывод о своих ошибках, но мы рады, что наш опыт стал частью истории».
По данным норвежской исправительной системы, в 20% случаев люди, освобожденные из тюрьмы, в течение 2 лет на свободу, снова совершают преступление. Именно поэтому им важно дать возможность подумать о своем будущем еще во время отбывания срока.
2. Я тебе доверяю!
Самое сложное-пережить первые 48 часов после освобождения. Именно в это время важно, чтобы рядом оказались "нужные люди". Поэтому волонтеры и представители организаций-помощников встречают выходящих из тюрьмы у ворот.
Мы знаем, что самое трудное прожить на свободе первые 48 часов, половина заключенных именно в первые сутки идут в наркотики, алкоголь и к своим прежним друзьям. Мы их встречаем, протягиваем руку и говорим: "Я тебе верю! Я тебя не брошу!»
— Йохан, руководитель организации "Путь обратно"/Johan Lothe, leader, "WayBack"
«Для нас важно, чтобы человек не совершал снова преступлений. Для этого у него должны быть работа, жилье, и осмысленная жизнь», - говорит Йохан, он руководит организацией более 8 лет.
Сам бывший заключённый, рецидивист и наркопотребитель приходит в тюрьму и проводит групповые беседы о социально-правовой помощи, помогает составить индивидуальный план, и решить, что могут сделать для будущего сейчас, пока человек в тюрьме. Еще важный момент — Мандат молчания - это анонимность, ничего из того что говорит заключенный в тюрьме, Йохан не может быть передать тюремным службам.
Йохан и сотрудники WayBаck встречают заключенного на выходе из тюрьмы в день освобождения.
И потом каждый день мы что-то совместно делаем: помогаем оформлять кредит для оплаты первого месяца жилья (пока нет работы), смотрим вместе предоставленное социальное жилье, помогаем оформлять документы". Они идут вместе к врачу, связываются с организациями, которые проводят обучение и переобучение, и т.д. Результат зависит, в том числе, от налаженного еще в тюрьме контакта. И главное, это новое общение, новый круг людей, с которыми проводят свободное время: чаепитие, кино, велосипеды, участие в регатах и т.д.»
3. Для маленькой группы — большая работа
Среди подопечных «WayBack» — 10 женщин. С дамами, которые возвращаются к нормальной жизни после отбывания срока, работает Катя. Катя и сама прошла долгий путь реабилитации. С 16 лет начала употреблять наркотики, больше 15 лет провела в тюрьме. Говорит, первое, о чем думала, когда вышла - где достать дозу. (По норвежским законам, кстати, употребление наркотиков — тоже преступление). Поэтому о трудностях возвращения к жизни без криминала, знает на своем опыте. Целая система работает на возвращение всего 10 женщин к социальной жизни после «отсидки».
4. Исправительная система помогает
Инициатором создания появления "WayBack" была в том числе Норвежская тюремная служба. Цель — интегрировать бывших заключенных в нормальную жизнь, оказать помощь в поиске работы, жилья, свободное время и общение. Роль общественных организаций в решении проблем бывших заключенных в Норвегии невероятно велика. До 2007 года бывших заключенных не пускали в тюрьмы для проведения профилактической и социальной работы с заключенными, потом ситуация изменилась. Тюремная служба согласилась с тем аргументом, что кто, как не бывшие заключенные интегрированные в нормальную жизнь, могут рассказать о том, как это было у них и как они живут сейчас, дать советы и поделиться опытом своей нормальной жизни.
В норвежских тюрьмах работают благотворительные организации. Кристин — волонтер из Красного креста, также рассказывала, что у нее с мужем есть небольшая яхта, на которой они по выходным вместе с бывшими заключенными выходят в море и участвуют в регатах. Еще у них есть мастерская по ремонту велосипедов — RedBike, кафе, в котором можно каждый день пообедать бесплатно, компьютерный зал, где можно подготовить и распечатать заявления, посидеть в социальных сетях, получить бесплатную одежду, кружки по интересам (крючком). В общем, знакомое нам социальное сопровождение, называемое "кейс-менеджмент". Только государство в этом активно участвует финансами и социальной инфраструктурой для заключенных.
5. Преступник возвращает долг государству
Отдельно про долги. Долги это большая проблема заключенных, они выхолят из тюрьмы с большими долгами, которые надо вернуть государству, так как государство возместило ущерб потерпевшим. В Норвегии существует такая реабилитационная программа, когда бывший заключенный в течении 5 лет живет на минимум (1000 евро), это на самом деле как в России жить на 10-15 тыс, рублей. К примеру, минимальный проезд на автобусе на 30 мин. стоит 80 крон (8 евро). Всю остальную зарплату (2-3 тыс евро) он отдает государству. Йоханн прошел такую программу, он отдал долг обществу и государству, и невероятно гордится тем, что он свободен, помогает людям и занимается такой важной общественной деятельностью. Государство очень логично действует, доверяет и даёт очередной шанс для бывшего заключённого.
Кто финансирует эту работу? Тюремная служба, общественные фонды, NAV (социальная служба Норвегии). Здесь также надо писать заявки на проекты, объяснять кому и зачем это нужно, также отчитаться. "Чтобы вытащить человека из тюрьмы — надо вытащить тюрьму из человека".
Ролик "Way Back"
О России
— Я помню, что первый проект "Окно в мир", которые мы проводили для заключенных женщин в Калининградской области в женской колонии п. Колосовка был еще в 2002 году. Сотрудники общественного реабилитационного фонда "Орехово" приходили в женскую колонию и проводили психологические занятия, тренинги, консультации. 2 осужденные женщины тогда в рамках проекта приехали в ОТПУСК на 5 дней в реабилитационный центр "Орехово" (можете себе такое сейчас представить), одна из которых точно была ВИЧ-инфицирована, и потом после освобождения, 4 женщины иэ женской колонии прошли реабилитацию, а местный УФСИН активно этому содействовал. И я знаю несколько замечательных девушек (не буду называть их имена), из которых мы тогда вытащили тюрьму, и у которых сейчас это просто жизненный опыт в воспоминаниях, о котором они даже детям своим не рассказывают. Тогда проект послужил началом формирования психологической лаборатории в Калининградском УФСИН. В то время в тюрьмах было бедно, но в тюрьмы общественников пускали, понимая, что только общественные организации могут интегрировать бывших заключенных в общество. Сейчас у нас в Калининграде точно такой же работой занимается общественная организация «ЮЛА», там есть инициативная группа «Становление» Герман Урыков, только в тюрьму бывших заключённых и общественные организации, которые такой работой занимаются - не пускают и денег на эту работу нет, —Наталья Лютая