Часть 1 — здесь.
Часть 2 — здесь.
Часть 3 – здесь.
Часть 4 – здесь.
Часть 5 – здесь.
В фильме «Валаам» монастырь представлен его настоятелем, епископом Панкратием, как «Центр трудового монашества». В этой части я расскажу, что на самом деле означает «трудовое монашество», и почему собственно монахи здесь ни при чем. Порассуждаем и о том, зачем государственный канал хочет поссорить нас с финнами?
Валаамский монастырь как «Центр трудового монашества». Вот это сублимация, господин Президент!
«Сегодня Валаамский монастырь это не только храмовый комплекс, но и центр трудового монашества».
(Из монастырского пресс-релиза «Досрочная перепись пришла на Валаам» 20 августа 2010 г., подготовленного для пресс-тура на Валаам для освещения переписи населения.- https://perepis-2010.livejournal.com/20477.html).
Этот удивительный пролетарский образ своего монастыря Панкратий сложил в обстановке крайне нервной: монахов мало, а из тех, кто есть, половина отказываются принимать участие во Всероссийской переписи населения. Он очень опасался, что правда о монастыре маленьком и не способном к самостоятельному существованию, без государственной помощи, может распространиться в СМИ, и что скажут: монахов мало, и они отказываются починяться властям. И что тогда будет с много миллиардными «монастырскими проектами» из федерального бюджета?
Страсти в монастыре в то время накалились до предела: часть монахов-отказников заперлась во Всехсвятском скиту, произошло три синхронных возгорания, в т.ч. квартира помощника епископа, сарай напротив кельи епископа и лес вокруг Святостровского скита. Большая группа монахов, до 15 человек, из монастыря ушла. Самому Панкратию вспомнили его «неистовую борьбу» против ИНН, индивидуального номера налогоплательщика!
После пожаров на Валааме с «президентским» монастырем, случившихся в связи с переписью монахов, власти распорядились усилить местное подразделением МЧС. Построили современную базу, нагнали людей, технику, появился даже дрон-беспилотник. Правда, эта база почему-то не смогла справиться с «пасхальным пожаром» 1 мая 2016 г., когда с трех сторон был подожжен многоквартирный жилой дом «Зимняя гостиница» и школа, а людей потом депортировали.
И неужели это монастырская традиция такая, возгораться там и тогда, где что-то кому-то не нравится или просто ради праздника пасхи с непременным атрибутом т.н. благодатным огнем? Знатоки-историки уверенно скажут, да, традиция!
(См. картосхему еще одного исторического пасхального пожара, в конце публикации)
Труднодоступный Валаам
В 2010 г. Панкратию все же удалось избежать публичной катастрофы благодаря ловкому маневру: он договорился с властями о проведении досрочной переписи в монастыре, в августе вместо октября. Дескать, октябрьские шторма помешают (уже смешно!) важному государственному делу, ибо отрежут остров от материка, сделают Валаам «труднодоступным».
Тогда никто на эту откровенную ложь не обратил внимания, хотя в поселке прекрасно знали, что шторма не длятся более 2-3 дней, тогда как перепись - 10 дней. И, главное, для кого Валаам будет труднодоступным? Для переписчиков, что ли? Так они, переписчики-то, в поселке живут, на Валааме, в школе учителями работают.
Валаамский монастырь, единственный из 800 монастырей РПЦ, был признан властями «труднодоступным», наряду с тундрой, высокогорьем, арктическим архипелагом Земля Франца Иосифа и т.п. Даже северные Соловецкие острова и тамошний монастырь на Белом море таковым признан не был.
Так зачем Панкратию понадобилось передвигать сроки переписи «труднодоступного» Валаама?
Объясняю: в обстановке отказа монахов от переписи Панкратию требовалось под видом монашествующих переписать сезонных работников, волонтеров и «трудников», приехавших потрудиться в монастыре «ради бога» во время летних отпусков. Их следовало переписать, пока те не разъехались по домам, как обычно, до 1 сентября.
Эту задачу Панкратий поручил решить своему особому доверенному лицу (об этом тоже удалось договориться с властями), даме, которая и переписала 90 «насельников» и... «насельниц». В основном это были «трудники». Они-то и послужили поводом, говоря церковным языком, для создания Панкратием «промыслительного» образа монастыря как «Центра трудового монашества». Монастырь из трудников, типа того.
СМИ, получившие пресс-релиз и приехавшие освещать епископскую постановку, на удивление, этот образ «проглотили», и разнесли по всему миру, что перепись удалась. Ко всему театральному действу скептически отнесся лишь «Московский комсомолец», с чем его и поздравляю!
Следующая перепись состоится в 2018 г.
Как монахи умудрялись кормить себя сами? Хороший вопрос
В 2010-м, потеряв лишь пятую часть братий, Панкратий сумел выйти из сложной ситуации с приобретениями. МЧСовский беспилотник сильно пригодился для съемок фильма «Валаам». А главное, сработал имидж монастыря «трудящегося», пролетарского, к нему стали привыкать, и в фильме Панкратий им вновь воспользовался.
Получилось: «двести» мифических монахов трудятся не покладая рук, строят церкви, рыбу выращивают, сено косят, коров пасут, из молока сыр делают («импортозамещают»), в общем, кормят и поят Россию.
«Все, что есть на монашеском столе выращено своими руками».
«Монахи теперь выращивают рыбу здесь» (о рыборазводном хозяйстве).
«Во все времена монахи умудрялись кормить себя сами».
«Монастырь никогда ни у кого не сидел на шее».
Провокация или глупость? Хочет ли государственный телеканал «Россия» поссорить нас с финнами?
Фильм «Валаам» был использован кем-то для нагнетания враждебности к финнам, виновным в захвате монастырских ценностей, и в том, что они, бездельники, объедали наш трудящийся монастырь, и на монашеских угодьях готовились к войне с нами. Мелькают кадры: куда-то мчатся финские танки... Не на Петербург ли? Что вообще означает все это безобразие?
Я, историк-фенновед, испугался. Тут уже не просто безголовый Кондрашов или лживый Панкратий, а нечто серьезное, государственно-политическое, которое, казалось, осталось в прошлом. Во всяком случае, после того, как Президент возложил венок на могилу Маннергейма, кажется, в 2005 г.
Кондрашов о финской армии, которая, якобы, жила за счет «трудолюбивого монастыря:
«даже продовольствие для армии они получали в монастыре...», но монастырь топнул ногой и «солдатам пришлось поработать самим».
Это сказка про ленивых русских свиньях, вывернутая на изнанку. Сценарный прием в стиле епископа Панкратия.
Наша справка о взаимоотношениях монастыря и гарнизона в 1920-1930-х гг.:
-
Валаамский II артиллерийский дивизион III полка береговой артиллерии Армии Финляндии, действительно, закупал в монастыре овощи и молоко, причем, по настоятельной просьбе самого игумена Харитона и при посредничестве Церковного Управления, и по демпинговым ценам, ибо предложений на рынке было много! Церковное Управление в свою очередь через правительство Финляндии просило Армию покупать с/х продукцию именно у монастыря, чтобы церковь могла заработать. Просьба была удовлетворена: армия стала закупать продукты в монастыре.
-
Игумен Харитон хотел заработать еще больше. Он предлагал военным купить еще что-нибудь, всякую всячину «по сходным ценам»: бревна, сено, кожу, дрова, по его словам, «первоклассный прима-товар», и информацию, многолетние данные монастырского водомерного поста о колебаниях уровня Ладожского озера (понадобились артиллеристам).
-
Третий Валаамский монастырь, принадлежавший Финляндский православной церкви в культурном отношении был общим, русско-карельско-финляндским. БОльшая часть монахов была русскими, принявшими финляндское гражданство.
-
Монастырь и II артдивизион были добрыми соседями, как принято в цивилизованном обществе. Драки между монастырскими и военными случались, даже с поножовщиной. Но не на политической, религиозной, культурной или национальной почве, а на почве бытовой: после совместного распития алкогольных напитков.
-
Именно армия прислала монастырю грузовики и солдат, чтобы эвакуировать монахов, реликвии и ценности в Новый Валаам.
(Подробнее см.: И.А.Смирнова, О.А.Яровой. Валаам: под флагом Финляндии, Петрозаводск, 2001.)
«Спасибо за труд, товарищи монахи!» Или о преобразовании инстинктов в приемлемую для общества форму
Эти слова Кондрашова (или мне послышалось?), адресованные уже нынешнему Четвертому монастырю РПЦ МП - есть наш, сугубо российский культурный знак, «сублимация» на тему «навстречу съезду КПСС». Или очередному Архиерейскому собору? Валаамские монахи обязались намолотить зерна в закрома родины на 3% больше, чем в прошлом году. Как это нечего молотить? Зерна нет? Выдать «Центру трудового монашества» очередной миллиард рублей для... намолота.
Зачем на самом деле нужны в фильме «Валаам» многочисленные заклинания про трудовое монашество? А затем, что в трудящегося монаха людям поверить трудно, потому и приходится использовать прием повторения. А вдруг поверят, инстинктивно!
Нашел Интернет-словаре такое определение сублимации: «преобразование инстинктов в приемлемую для общества форму» (источник: http://womanadvice.ru/chto-takoe-sublimaciya-v-psihologii-i-kak-nauchitsya-sublimirovat-seksualnuyu-energiyu).
Инстинкт монаха тоже можно конвертировать: с помощью опции «коммунистический идеал: кто не работает, то не ест» простой монах превращается в трудящегося пролетария. Кому как не Панкратию знать о тонкостях сублимации? Ведь, он председатель комиссии по канонизации святых.
Вот еще одна «дурка» - на сей раз про монастырский коровник, 1881 г.:
«Образец мирового фермерского хозяйства, тогда любая Голландия могла позавидовать, да и сейчас тоже».
Похоже на знаменитую сентенцию «догнать и перегнать Америку».
Ну-ну.
Монахи ничего не знают о том, что о них говорят, в т.ч. в фильме «с президентом», что их кличут трудящимися, и что они кого-то чем-то кормят. Не интересуются, потому что они из мира ушли, к внешней информация они относятся равнодушно. И чем там «в миру» Панкратий занимается, им тоже не интересно. И что «монастырь никогда ни у кого не сидел на шее», монахов тоже не волнует, говорят: «Господь управит».
Между тем, труд монаха-специалиста заключается, полагаю, в молитвенном деле. И нельзя исключать того, что «монаха» хотят занести в государственный реестр профессий. Фильм «Валаам», кажется, дает основание для такого предположения. Следует, однако, учесть возможные последствия, а именно: будут организованы профсоюзы монахов, съезды, забастовки, свержение епископов и патриарха, введение всеобщего избирательного права в церкви, обновленчество, первая женщина епископ и т.п..
Октябрь 1917 года в Старом Валаамском монастыре:
«...Ветрами с юга занесло в монастырь на Троицу дух российской социал-демократии... объявились на Валааме свои монашествующие большевики... «Младшие» потребовали учредить в монастыре нечто напоминающее совет монашеских депутатов... отстаивать интересы низших сословий валаамского общества! ... Постановили голосовать. Посчитали голоса. Результаты не оставили никаких надежд сторонникам советской сласти на Валааме: против 50 монахов-реформаторов выступили 165 защитников монастырских традиций» (см.: И.А.Смирнова, О.А.Яровой. Указ. Соч. С.23).