Всего в Норвегии в тюрьмах содержится 221 женщина, из них 51 - в уютном заснеженном местечке под названием Равнебергет (буквальном переводе с норвежского – воронья гора). Из них одна отбывает наказание за убийство, 5 - за применение насилия к детям, 1 за похищение, 3 - за незаконное пребывание на территории страны.
Эта тюрьма считается учреждением нестрогого режима. По российским меркам, это больше санаторий, чем исправительное учреждение. Кстати, самая маленькая тюрьма Норвегии работает для 16 заключенных. Посетителей не досматривают, у ворот нашу группу дружелюбно встречает начальник тюрьмы.
ПОБЕГ
Сам побег кажется по сравнению с российской действительностью спокойной прогулкой.
БЮДЖЕТ
Средняя зарплата сотрудника тюрьмы - около 4 000 евро в месяц, это соответствует средней зарплате в Норвегии. Всего весь бюджет тюрьмы за 2017 год – 35, 2 миллионов крон (это больше 245 миллионов рублей). Но это немногою, бюджет другой тюрьмы, где 64 заключенных – 67-76 миллионов крон в год. Питание одной женщины обходится 80 крон в сутки, это 560 рублей. Кстати, норвежцы посчитали, что если человек после наказания не совершает рецидива, а возвращается к нормальной жизни, государство экономит около 20 миллионов крон. В том числе и поэтому система ресоциализации здесь так отлажена.
СРОКИ
Работает здесь 40 сотрудников. Тюрьма в Равнбергете считается тюрьмой невысоким уровнем безопасности. Женщины могут выходить, если им нужно на работу или учебу ( с разрешения начальника), им предоставляется отпуск, чтобы они могли побыть со своей семьей. Всего здесь находится 51 женщина, 20 из них - иностранки. Здесь находятся и две жительницы России, одна из Украины. Средний возраст заключенных женщин – 39 лет. Минимальный срок заключения – 14 дней, максимальный – 6 лет. Средний – 44 дня. Конечно, отмечают работники тюрьмы, исправить за 14 дней очень трудно, нужно с женщиной много работать.
КОМФОРТ
В тюрьме есть библиотека, книги на разных языках, мы даже встретили сборник Захара Прилепина на полке и бестселлер «50 оттенков серого». Можно посидеть на диванчике, послушать музыку. Библиотекарь – тоже из числа заключенных. После работы женщины могут заниматься в спортзале – отличный набор гантелей разных весов, беговые дорожки, тренажеры, гимнастические мячи… Оборудованы комнаты для свиданий с детьми и бесед с адвокатом. И нигде нет охраны, слежки, контроля - все открыто и доступно: смотри, разговаривай, встречайся.
ЖЕНЩИНЫ С ДЕТЬМИ
В Норвежских тюрьмах женщины с детьми не отбывают наказание. Если беременная женщина или женщина, у которой есть совсем маленький ребенок, совершает преступление, то ей предоставляют отпуск, отсрочку наказания. Потом она отправляется в тюрьму, а ребенку подыскивают приемную семью, причем поближе к тюрьме, чтобы мама могла видеть своего ребенка. Всего здесь 3 комнаты для свиданий, свидания с ночевкой не предусмотрены.
А В ЭТО ВРЕМЯ В РОССИИ…
Женщин всякими способами заставляют и вынуждают отказаться от детей. Детьми шантажируют, чтобы сделать женщину удобной подследственной. Детям женщин, которые столкнулись с исправительной системой (а это не только отбывающие наказание, но и обвиняемые) уготована дорога в детский дом. Мамы годами не видят своих сыновей и дочек, понятное дело, сотрудникам детского дома некогда возить своих подопечных на свидания с матерью. Да и в России даже дети проходят унизительный досмотр.
РЕЖИМ
Когда мы зашли в тюремный дворик, Алексей Соколов из ОНК удивился: снег не почищен: «В России бы их выстроили на плацу, они бы все почистили, снежинки бы до земли не долетали».
А здесь все просто, как в гостинице – завтрак в 8.30. Если ты его пропустила, проспала - остаешься без завтрака. Рабочий день начинается примерно в 8.30, и длится до 15.30.
Тут говорят: «Реабилитация проходит легче, если человек долго не сидел в запертой камере». Камеры здесь не запираются и больше напоминают комнаты в общежитии, душ и туалет - один на четырех человек. Живут по 4 человека в одной комнате, соседок подбирают по психотипу, чтобы им было комфортно. В коридоре – информация, куда может обратиться заключенная женщина по разным вопросам. За то, что не встала и по форме не отчиталась перед начальником, здесь не наказывают уже лет 30. Норвежцы очень удивились, что в России за такую невежливость могут и УДО лишить.
Можно согласовать общение с родственниками и близкими по скайпу, разговоры никак не контролируются. Особенно это важно для заключенных – мигранток.
РАБОТА
Для заключенных есть несколько вариантов работы. Это работа на пасеке, в мастерских, теплицах. А еще здесь выращивают кроликов.
Средняя зарплата заключенной - около 80 крон (около 500 рублей) в день, женщины могут зарабатывать и больше, если выполняют срочную или тяжелую работу. Зарплату они получают каждую неделю. На эти деньги можно приобрести телефонную карту, табак. Работа обязательна для осужденных, а вот для подследственных – нет. Заключенные готовят еду и для себя и для персонала тюрьмы. На 3 заключенных – работниц кухни приходится один профессиональный повар. Если женщина не хочет работать, ее переводят на более строгий режим.
Здесь организован цех по упаковке различных товаров. Заказчиком выступает фирма Норвегии. Причем, когда женщины упаковывают что-то вкусное, например шоколад, то, что осталось, отдают им. Заключенная может получить профессию, и диплом не будет ничем отличаться от диплома обычного образовательного учреждения Норвегии. Например, одна из «выпускниц» тюрьмы выучилась на повара и смогла открыть свое дело.
Карина курирует направление занятости, она здесь работает более 15 лет.
«Для меня это любимая работа, и я с удовольствием прихожу сюда каждый день. Для нас важно наладить диалог с заключенными, но друзей среди них у меня нет, это только рабочие, деловые отношения».
О норвежской женской тюрьме можно почитать поподробнее (ТАМ КУЧА ВСЕГО ИНТЕРЕСНОГО: ПРО КОНФЛИКТЫ, ПРО ПРИГЛАШЕНИЕ ДЛЯ ОТБЫТИЯ НАКАЗАНИЯ, ПРО ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ЕЩЕ ПРО СОЦИАЛИЗАЦИЮ НЕМНОГО): http://project238304.tilda.ws/page2296154.html
А еще можно вступить в наши группы: https://vk.com/club131672742
https://www.facebook.com/profile.php?id=1705447583108097
тут можно почитать другие наши проекты: http://project238304.tilda.ws/page1077788.html
Спасибо: журналу «7*7», Норвежскому Хельсинскому комитету, Инне, Лене, Максиму Полякову.
Автор проекта «Женщина. Тюрьма. Общество» Леонид Агафонов, журналист – Наталия Донскова