Каждый день в интернет вываливают очередную порцию открытых писем президенту. К уважаемому Владимиру Владимировичу обращаются деятели науки и культуры, учителя и врачи, рабочие и безработные, дети и старики, больные и выздоровевшие, правозащитники и городские сумасшедшие. К президенту взывают коллективы крупных и малых предприятий, спортивные клубы и общества трезвости, объединения рыбаков и союзы творческой интеллигенции. Сёла, починки и даже целые города сочиняют пространные петиции, собирая сотни и тысячи подписей под ними. Но если раньше открытое письмо в адрес руководителя страны было актом гражданского мужества, обращавшим внимание государства на ошибочность его политики в том или ином вопросе, то с течением времени и заметным ростом числа таких писем содержание большинства из них мельчало, опускаясь иногда до унизительного крохоборчества, до уровня пасквиля или кляузы.
На днях появилось открытое письмо педагогов Северокоммунарской школы Сивинского района Пермского края. Однозначно отнестись к нему трудно. С одной стороны, это шаг отчаяния. Люди обижены, оскорблены. С другой стороны, письмо является свидетельством крайней их разобщённости с другими людьми, которые их окружают. За стоном и жалобами одно желание, одна мольба - чтобы их, только их пожалели. И коли смилостивится добрый царь, то простят они любую прочую несправедливость, обойди она их стороной.
Курсивом выделены вопросы, которые учителя задают президенту, так как на них больше "никто не может ответить". Остальное - мои комментарии.
• Почему в школах одного района ученико-час стоит по-разному (от 6,00 рублей до 8,00 рублей)?
Он так стоит с начала введения новой системы оплаты труда (НСОТ) в годы правления Медведева под предлогом поощрения качественной и результативной работы. В действительности нормативное финансирование школ ограничило фонды оплаты труда, ликвидировав возможность их увеличения за счёт повышения квалификации работников, как это было при ЕТС. Единственным фактором, определяющим размер фондов, стала численность обучающихся. И если она не росла (а в сельских школах, наоборот, могла убывать), то брать средства на стимулирующие выплаты оказывалось просто неоткуда. Ваша зарплата может увеличиться лишь за счёт внутреннего перераспределения в организации, то есть за счёт вашего коллеги.
Нормативное финансирование с его запутанной, непонятной методикой расчёта и применение коэффициентов, менявшихся в зависимости от конъюнктуры, породили ситуацию, при которой за один и тот же эффективный труд сотрудники учебных заведений получают гораздо меньшее вознаграждение, если живут в дотационном регионе, а не в столице, если работают в небольшом селе, а не в городе. На практике даже в пределах одного муниципалитета зарплата учителей, имеющих одинаковую нагрузку, может различаться в 1,5 - 2 раза.
Сегодня очевидно, что главным итогом НСОТ стал раскол единого фронта педагогического сообщества на множество мелких бессильных групп, безуспешно пытающихся отстаивать свои экономические интересы.
• Почему тарифная ставка рассчитывается не от МРОТ? На данный момент она составляет 7100 рублей.
Ну да, ставка смехотворно мала. Однако разве она менее справедлива нежели оклады в 3-4 тыс.руб., которые полагаются водителям школьных автобусов, обеспечивающим безопасность перевозок детей, или поварам, обязанным готовить вкусную и здоровую пищу в школьных столовых, или библиотекарям, хранящим духовные сокровища нашего народа? Мизерные оклады убили всякую мотивацию в труде обслуживающего, технического персонала образовательных организаций; стали источником проблемы произвола администраций в отношении "неудобных" подчиненных. Позорные базовые оклады педагогов девальвируют ценность повседневной, кропотливой работы по обучению и воспитанию детей, выпячивая отдельные яркие внешние достижения, значимость которых искусственно завышается.
Несомненно, что низкие оклады не только унизительны сами по себе, нередко они становятся инструментом давления на непокладистых сотрудников учреждений, у которых можно отнять стимулирующие выплаты, тем самым фактически оставить людей без средств к существованию.
• Почему только нашей Северокоммунарской школе не была оказана финансовая поддержка для выдачи заработной платы за декабрь? Хотя именно после нашего обращения в ОНФ из Пермского края в Сивинский район поступило около 3 млн. рублей, которые были израсходованы на нужды других школ района, где в результате были выплачены еще и премиальные от 2500 до 4000 рублей. Обращение в прокуратуру бессмысленно, поскольку все штрафы будут выплачены из нашего ФОТа.
Каково морально-психологическое состояние педагогов, если они начинают считать мелочь в чужих карманах? Они расстарались, выбили, как считают, деньги из одной властной руки, а другая рука (она что, от другого государства?) им снова недодала. И тут же признаются, что поиск правды в правоохранительных структурах по данному вопросу бесполезен.
Надо чётко осознавать, что нарушений закона нет. Унижение есть, а закон соблюдён. Законы принимаются практически той же когортой людей, что находятся в ОНФ и перетекают из депутатов в чиновники и обратно. И смысл этих законов вовсе не в том, чтобы лелеять и ублажать учителей. Им давно и не раз объяснено, что идти зарабатывать деньги следовало не в школу.
• Почему организация, на которую коллектив подает жалобу, проводит проверку в нашем образовательном учреждении?
Потому что у нас такой порядок, самобытный путь, суверенная демократия, духовные скрепы и национальные традиции. В первую очередь проверяется организация, из которой поступила жалоба. Может, всё дело в злоупотреблениях на местах? Во всяком случае, просчёты, упущения и недостатки будут выявлены однозначно. На их устранение потребуется время и силы, которые должны пропорционально убавить время и силы, направленные на поддержание бунтарского духа.
• Почему доплата до МРОТ младшему обслуживающему персоналу идет из фонда стимулирующих выплат педагогов?
Нет, они идут из фонда оплаты труда, который у учреждений, видимо, не увеличился, несмотря на решение правительства повысить минимальный размер оплаты труда. То есть повышение МРОТ обеспечено категориями работников, которые имеют доход выше МРОТ. Стимулирующие выплаты - то необязательное и растяжимое, чем единственно и можно пожертвовать для исполнения нового требования закона. Нарушений опять же нет.
Финансовые обязательства изменяются, а нормативы не пересматриваются, что ведёт к постоянной смене правил в вопросах начисления заработной платы, и никто не может быть уверен в завтрашнем дне. Сейчас с ростом МРОТ происходит возвращение истории, когда квалифицированный труд педагогических работников постепенно приравнивается к неквалифицированному труду. Молодой учитель, получивший высшее образование специалист, работающий на ставку, увидит в расчётном листке примерно ту же сумму, что и уборщица служебных помещений.
Полагаю, что теперь достаточно ясны ответы и на иные похожие вопросы данного письма: "Почему в школе стимулирующие выплаты не осуществляются с 1 июня 2017 года?", "Почему нас обвиняют в том, что мы нерационально израсходовали средства ФОТ за первые три квартала 2017 года?", "Почему наши дети, проживая в глубинке, не имеют возможности получить дополнительные образовательные услуги (с 1 октября 2017 года в школе все кружки закрыты)?".
• Почему при вычислении средней заработной платы учитываются коммунальные выплаты, налоги, но не учитывается, что учитель работает на 1,5 и более ставок?
Риторический вопрос. А как же тогда лица, к которым вы обращаетесь, будут докладывать красивыми цифрами, чтобы те граждане, которые к образованию отношения не имеют, были удовлетворены государственной политикой в нашей отрасли? Ведь мы же аналогично довольны успехами в сферах здравоохранения, социальной политики, культуры и т.д. Везде сдвиги к лучшему. И если дело в тех "2500 - 4000 руб. премий" в конце года, то, вполне допустимо, что их найдут в закромах. Страна-то у нас богатая.
... Замечательна концовка письма: "Мы обращаемся к Вам уже второй раз. Обратите, уважаемый Владимир Владимирович, на нас внимание, потому что это проблема не только одной нашей школы, нам грозит кадровая яма, т.к. учителя находятся на грани массового ухода из школ". Коллеги, так вы учите собственных детей, детей своих родственников, друзей и соседей. Если вы уйдёте, кого накажете?