Глава из книги «Коми на переломе». Полный текст, фотки, ссылки здесь

 
В ней видели последнюю надежду на справедливость

Эту женщину ждали в редакциях газет и трудовых коллективах, ее депутатские выступления в прямом эфире были популярнее «Поля чудес». Когда ее каменное лицо в прокурорской форме появлялось на экране телевизора, чиновники всех мастей замирали: кого сегодня «пригвоздит» бывший помощник прокурора, депутат Государственной Думы Рита Чистоходова? В описании «интимных» сторон предпринимательской деятельности государственных мужей Рита Васильевна на мелочи не разменивалась: ее внимания удостаивались мужчины только «крупного калибра» – от столичного градоначальника до Главы республики.

Опасно было попасть в поле зрения «Железной Риты», но иногда, как ни парадоксально, еще опаснее оказывалось не попасть. Во всяком случае, с точки зрения «своих» людей. Это означало, что чиновник почему-то выпал из общей «стаи», и возникало подозрение, что он пользуется тайной симпатией оппозиционерки.

Однажды в кабинете Главы Юрий Спиридонов вместе с одним из своих ближайших соратников просматривали видеозапись прямого эфира выступления Чистоходовой. Как обычно, Рита Васильевна громила всех, перечисляла фамилии главных «врагов республики». В этом списке оказались почти все высшие руководители Коми. Все, кроме... Когда по экрану побежала рябь? Глава немного помолчал и задумчиво проронил только одну фразу: «А тебя не назвала…»

 
Попасть в её "коррупционный список" значило многое...

Теперь, по прошествии времени, Риту Чистоходову, пожалуй, можно смело поставить в первый ряд выдающихся общественных деятелей «эпохи 90-х». Подобно знаменитому попугаю Хазанова, она вопреки всему, искренне и бескорыстно служила рупором народного негодования: «Воруют все!».

Собственно, первый шаг в «большую политику» старший помощник прокурора города Сыктывкара совершила в 1990 году. Тогда Рита Васильевна вела уголовное дело против дорожно-строительного кооператива «Тиман», министра архитектуры и строительства Бибикова и управляющего делами Совмина Чурбанова. По мнению Чистоходовой, между дачами упомянутых чиновников и налоговыми льготами кооператива существовала связь в виде взятки. Прокурорское начальство порочащих связей не обнаружило и дело закрыло. Эпизод довольно обычный и, с учетом скромных (даже по тем временам) габаритов недостроенных объектов, незначительный.

Строго говоря, профессиональные качества Р. Чистоходовой, возможно, оставляли желать лучшего. Зато у нее были бульдожья хватка, бесстрашие и острое чувство «социальной справедливости». В этом эпизоде, как и во многих других, она решила пойти до конца, совершив, по сути, маленький гражданский подвиг. Ведь не должен и не может государственный обвинитель выступать в качестве обвинителя общественного. Но Рита Васильевна, убедившись, что по правилам она справедливости добиться не может, бросила вызов и самим правилам и носителям высшей государственной власти в республике.

Судебное дело газеты тогда проиграли. Об особенностях системы правосудия 90-х годов можно говорить долго. Приключения Фемиды, брошенной в мутные финансовые потоки, заслуживают отдельного описания. Но, несмотря на судебное поражение, люди запомнили упрямую прокуроршу. Ее первый шаг в политику был сделан.

Зрительский успех первого сценария послужил толчком к созданию целого сериала. Не так уж и важно, что в судах дела Чистоходовой разваливались: никого не посадили и имущество не конфисковали. В благодарной памяти потомков навсегда останутся:

  1. Кусочек столицы. История приватизации ресторана "Северянка".

Март 1992 года. Способ приватизации – коммерческий конкурс. Начальную цену предприятия комиссия определила в 103,8 тысячи рублей. Участвовали в конкурсе лишь трудовой коллектив и закрытое акционерное общество фирма «Печорлэнд». Когда комиссия вскрыла конверты, то оказалось, что фирма «Печорлэнд» предложила максимальную цену 500100 рублей. Коллектив же «Северянки» – на 5 процентов выше той цены, которую предложит конкурент. Поскольку работники ресторана не указали конкретную сумму, то победителем конкурса стала фирма «Печорлэнд». Добиваться справедливости трудовой коллектив не стал, потому что новый хозяин К. Кехояс (бывший комсомольский работник из Печоры) сулил золотые горы, даже обещал пенсионерам обеспечить их старость.

Далее в сюжет включаются новые действующие лица (главным образом из бывшей партийной номенклатуры) и подставные фирмы, зарегистрированные аж в Гибралтаре. В итоге эти самые лица продают недвижимость уже за 600 миллионов рублей. Только нотариус заработал на этой сделке больше, чем весь городской бюджет, а уж об обеспеченной старости трудового коллектива даже и говорить сегодня как-то неудобно.

2. Красный директор.

Директор Сыктывкарского лесопильно-деревообрабатывающего комбината (СЛДК) Сергей Каракчиев причинил своими действиями ущерб комбинату в пять миллиардов («неденоминированных») рублей. Рабочие не получали зарплату по четыре месяца. Зато сам генеральный директор ездил с друзьями на футбольный матч... в Италию, покупал за валюту очень дорогие автомобили «Мицубиси». Один из них оказался у преступного авторитета - некоего Азизова, арестованного недавно в Израиле. Прокуратурой РК было возбуждено уголовное дело:

– С. Каракчиев в 1992 году единолично перечислил одной из гибралтарских фирм более 1 миллиона долларов США якобы на приобретение компьютерного томографа для республиканской больницы. В итоге – томограф не получен, валютные средства не возвращены.

– Примерно в то же время С. Каракчиев перевел полмиллиона долларов в Финляндию в счет крупной поставки партии сахара. В результате этой сделки комбинат понес значительные убытки. Тогда же гендиректор причинил руководимому им предприятию значительный ущерб (более 200 миллионов рублей) вследствие операции с дорогостоящими меховыми пальто.

И что же? «...возбужденное в отношении С. Каракчиева уголовное дело прокуратурой республики было заволокичено и в конце концов прекращено по амнистии, а затем – за отсутствием в его действиях состава преступления, якобы в связи с тем, что объективных данных о корыстной или иной личной заинтересованности в действиях Каракчиева не было получено». Да и как иначе, ведь Сергей Каракчиев вскоре был назначен мэром города вместо своего двоюродного брата Анатолия Каракчиева, ставшего одним из заместителей Главы республики. А на мой протест первый зам. прокурора республики Ковалевский ответил: «Теперь, Рита Васильевна, Вы квартиру никогда не получите».

Эти эпизоды в ряду менее крупных дел аналогичного содержания относятся к периоду до 1995 года. Все они активно освещались в прессе, а Рита Васильевна завоевала устойчивую репутацию бескомпромиссного борца с коррупцией. Журналисты тех лет радостно встречали помощника прокурора в своих редакциях. Еще бы! Это был уникальный и практически бесплатный канал бесценной информации. При этом важно было то, что «компромат» сбрасывался без всякой «задней» мысли. Чистоходова была сама по себе и никакого конкретного заказа не выполняла.

Этот своеобразный феномен, разрушающий стереотипы о продажности прессы и зависимом положении прокуратуры, и тогда и сегодня заставлял задуматься о мотивах активности такого своеобычного прокурора.

«…Поскольку Чистоходова – женщина, личную жизнь которой никак не назовешь удачной (в одиночку растила сына), то заманчиво объяснить ее общественную гиперактивность с позиции «закона компенсации»: недостаток частной жизни уравновешивается избытком общественной. Однако это было бы слишком просто. На самом же деле мотивы поступков Чистоходовой, скорее всего, нужно искать в психологических особенностях ее личности.

Люди ее склада очень честолюбивы, принципиальны, упорны. Но подозрительны, обидчивы, мстительны.

По характеру Чистоходова – охотница, амазонка. Но отчасти из-за собственных промахов (в том числе в том, что касается юридической хватки), отчасти из-за внешних помех она лишена была радости видеть свои охотничьи трофеи — наказанных по закону жуликов.

Таким, как она, обязательно нужен своевременный профессиональный успех, без этого он скатывается в пропасть мизантропии и начинает ненавидеть даже своих вчерашних друзей и союзников. Позднее признание, публичная победа, увы, не улучшают тип застревающего, а лишь порождают в нем еще большую самонадеянность…»

Так оценивал мотивы деятельности Риты Васильевны журналист газеты «Трибуна».

А вот что писал в государственной газете «Республика» бывший судья, а ныне один из самых «дорогих» адвокатов В. Ревако:

«…В них проглядывает стремление ошеломить читателя упоминанием имен, сообщить информацию, которая составляет предмет ее деятельности, за что, надо заметить, она получает заработную плату. При этом угадывается стремление создать общественное мнение о себе как государственном деятеле. Но Рита Васильевна, видимо, не задумывается о том, что информация носит обывательский характер. Ее, при желании, да еще и более жуткую, может в печать сообщить любой секретарь судебного заседания или работник канцелярии прокуратуры…»

Железная Рита» не умела ладить даже с идейными союзниками. А герои «разоблачений», разумеется, готовы были «рвать и метать». Чистоходову пытались «прижать» по служебной линии, искали «компромат» в личной жизни, на судебных исках адвокаты заработали неплохие деньги и уважение власть имущих.

 

Когда Чистоходова легко выиграла выборы в Государственный Совет РК (1995 год), стало ясно, что она имеет все шансы стать депутатом Государственной Думы от Республики Коми. Новый статус обещал постепенное превращение неприятной «занозы» в постоянную головную боль. Казалось бы, элита должна была приложить все усилия, чтобы не выпустить «Железную Риту» в Москву. Собственно, усилия и были приложены. Нашли достойного соперника (ректор Ухтинского индустриального института Геннадий Рассохин), организовали прессу, подсчитали электорат. Все по правилам и ни одной попытки применить «серые» или «черные» предвыборные технологии! Более того, когда в игру самовольно вступил «опальный» к тому времени Глузман, стало очевидно, что банкир объективно отнимает голоса именно у Рассохина. По всем канонам следовало убедить его снять свою кандидатуру. Переговоры велись на самом высоком уровне. Высоком, но, как выяснилось, не достаточном для принятия нужного решения. В итоге Чистоходова опередила ставленника «желтого дома» на три процента. При этом банкир отнял у ректора целых восемь! Так что «Железную Риту» в Госдуму попросту пропустили. Кто пропустил? Зачем? В любом случае, спасибо ему от читателей и телезрителей.

Срок депутатских полномочий Риты Чистоходовой прошел под знаком громких «разоблачений». Строительство дорогостоящих особняков Главой РК и его окружением, разбазаривание средств фондом «Ресурсы Севера», сомнительные сделки «Фонда реализации программ развития экономики РК» и коммерческая деятельность МВД РК… ну и, как вершина, громкое «дело «Комилюкса». Оффшорная зона, Люксембург, Голландия, Гибралтар – музыка валютных авантюр вышла из пыльных папок уголовных дел на страницы местных газет...

Не известно, как именно использовал активность депутата сам Глава. Во всяком случае, имидж многих действующих лиц из его ближайшего окружения был серьезно подпорчен. Так что Юрию Алексеевичу можно было не очень опасаться публичной конкуренции с их стороны. Но, очевидно, напряжение, созданное Чистоходовой не только внутри «желтого дома», но и в закоулках кремлевских кабинетов, в какой-то момент показалось опасным. На следующих выборах (1999 год) избирком забраковал часть собранных в поддержку Риты Васильевны подписей, и она выпала из кандидатского списка.

Под занавес своей политической карьеры экс-депутат рассказала немало интересного о коррупции не только в Коми.

Из последнего интервью газете "Молодёжь Севера":

– Рита Васильевна, давайте начнем с самых скандальных слухов, которые ходили вокруг Думы накануне прошедших парламентских выборов: якобы депутатов, мечтающих "тянуть" новый депутатский срок, покупают оптом и в розницу, в частности, прокремлевские лоббистские структуры. Насколько слухи соответствуют действительности?

– Я сама имела встречу с людьми, которые открыто предложили 20 тысяч долларов. Обстоятельства были такие. Я как раз приступила к сбору подписей для регистрации кандидатом в депутаты, а тут звонок моему помощнику: известно, мол, что ваш депутат на выборы идет и, наверное, нужны средства для внесения залога... Действительно, если бы я вместо сбора подписей (Избирком РК отказал Чистоходовой в регистрации, посчитав недостоверной примерно треть собранных подписей избирателей - ред.) внесла залог, то назад эти деньги получила бы точно: уж пять-то процентов голосов в день выборов я бы набрала, без сомнения. Тысяч тридцать у меня было своих, оставалось временно взять у кого-нибудь пятьдесят с небольшим тысяч рублей.

Если откровенно, мне даже объяснили, где эти 20 тысяч долларов я должна взять. Надо было позвонить одному человеку, сказать «да» и ехать получать. Я поговорила с депутатом (не буду называть фамилию), которому поступило идентичное предложение. Он говорит: я понял, что за этим предложением стоит Кремль, потому что деньги выдавались в обмен на расписку о том, что получатель обязуется в будущей Думе не работать против правительства и не голосовать за импичмент Президенту. Я спросила этого депутата: вы взяли? Он не стал скрывать: да, взял. Ну а я брать, естественно, не стала: во-первых, зачем мне столько (смеется), а во-вторых, как же я подпишусь, что на Кремль буду работать, если я всегда работала против.

– А еще когда-нибудь взятку предлагали?

– Если меня не подводит память, осенью того же 1999 года на заседании думского комитета по безопасности рассматривался законопроект, которым предусматривались очередные льготы для работников исправительно-трудовых учреждений. И все под таким соусом, что, мол, льготы эти не повлекут за собой дополнительных расходов бюджета. Я говорю, позвольте, как это не повлекут? И показываю на пальцах, что повлекут, да еще как. И где, спрашивается, на этот счет заключение правительства? В общем, предложила я снять законопроект с обсуждения. Его сняли.

После этого мне и предложили деньги. О конкретной сумме речь, правда, не шла. Меня спросили: Рита Васильевна, Вы на выборы идете? Да, говорю. Так, значит, продолжают, Вам деньги нужны будут, можно поговорить — как и сколько?

– Разговор состоялся сразу после заседания комитета?

– Да нет, тут же, на комитете.

– И каков был Ваш ответ?

– Бес-по-лез-но…

Позднее Р. Чистоходова еще предпримет попытку участия в выборах на должность Главы РК. По иронии судьбы, именно юристы снова не допустят бывшего прокурора до народного волеизъявления. В новой политической реальности бескомпромиссность Риты Чистоходовой оказалась невостребованной. Даже депутатской пенсией Рита Васильевна воспользоваться как следует не успела. После непродолжительной болезни она ушла из жизни.

Вместе с Чистоходовой ушел в историю редкий образец публичной общественной деятельности в чистом виде, без всякой меркантильной примеси. Забавно, но по опросам общественного мнения 1999 года именно государственные служащие выразили Рите Васильевне почти стопроцентную поддержку! Все-таки нужен людям мальчик или девочка, которая может засмеяться вслух: «А король-то – голый!»