МУРАТОВУ ДМИТРИЮ АНДРЕЕВИЧУ. Новая газета .
Я расскажу, как становятся правозащитниками, почему пополняют ряды «НЕСОГЛАСНЫХ» и, почему выходят на демонстрации.
Последние 10 лет, перед уходом на пенсию, я работала воспитателем в коррекционной школе-интернате, для детей с нарушениями здоровья и развития, в которой учились и сироты.
В 2003 году, я с выпускниками нашего интерната стала разыскивать ваучеры, выделенные сиротам республики, согласно Постановления СМ РК №172 от 25.04.1994 ( по 20 штук на каждого ребенка). Выяснила, что директора интернатных учреждений республики обменяли ваучеры на акции «Газпром» и «СЛПК» и, оформили их на себя, как физические лица. Один раз в год, Газпром систематически уведомлял их о дивидендах, которые поступали на их личные счета. Их снимали, переводили со счета на счет, распоряжались по своему усмотрению, как и самими акциями. Пытались даже продать коммерческим фирмам.
Московские правозащитники Бабушкин А.В, Пономарев Л.А., Алексеева Л.М. установили, что были Федеральные Законы и Положения на основании которых можно было сразу правильно оформить ценные бумаги на сирот. Чем больше мы вникали в расследование манипуляциями с ваучерами и акциями, и в других детских учреждениях, тем больше шло давление на меня и дочь - учителя этого же интерната. Нас увольняли, организовывали бойкот коллег, собрания, фабриковали уголовные дела. Мы прошли все круги ада. Суды восстановили нас на работе. И выпускники, стали получать причитающиеся им акции и дивиденды.... по решению судов.
За 10 лет, многие выпускники, уехали из Воркуты и Республики Коми. В СМИ было много публикаций о нашей борьбе с директорами и чиновниками. На эти миллионные состояния выпускников обратили внимания криминальные группировки и другие «заинтересованные» лица. Они стали запугивать, вымогать, шантажировать и просто грабить сирот. Были похищения сирот до исполнения ими 18 лет. Их увозили в Москву, Ухту, Вологду и там забирали акции *Газпрома* и, причитающиеся по ним дивиденды. Ребята боялись ходить на занятия в училища, лицей и техникум. Они прятались у знакомых и друзей. Радио «Свобода» в своей передаче «освятило» безответственность наших компетентных органов, Прокуратуры РК, Следственного комитета РК по непринятию мер к бандитам, третирующим детей.
Видя, в какой ужас оборачиваются мои благие намерения осчастливить сирот, за помощью я обращалась во все инстанции. Только «Мемориал» предпринял меры, по защите сирот, от чиновничьего беспредела и криминальных наездов на них. Из Сыктывкара, в Воркуту, к Прокурору города приезжал Сажин И.В. – Председатель КПК «Мемориал», чтобы защитить самих сирот и их имущественные права. Видя это, я стала членом КПК «Мемориал». Мы с Сажиным И.В. неоднократно обращались к Прокурорам РК и, Первому зам. Прокурора РК Басманову Н.А. с жалобами на бездействия прокуратуры г. Воркута и Прокуратуры РК .
В Сыктывкаре, у сирот агрошколы-интерната №1 им. Католикова А.А. дельцы скупили акции по бросовой цене, вместо миллионов за пакет, заплатили по 20 тысяч рублей. Были выпускники, которые продав акции в Москве, уже в Коми не возвращались, т.к. знали, что они беззащитны перед криминалом. Например. К. В.( г. Воркута), купил 2-х комнатную квартиру в Нижнем Новгороде, а Л. З. (г. Воркута) приобрела квартиру в Новороссийске. Приёмные родители Л. (г. Сыктывкар) купили своему воспитаннику 2 х ком. квартиру в Сыктывкаре и т.д..
Убедившись, что Прокуратура РК слабо реагирует на обращения, я поехала в г. Москву, в поисках справедливости. В Генеральной Прокуратуре РФ заверили, что будут приняты самые серьёзные меры к ответственным лицам республики, за бездействие и безответственность чиновников. И, все жалобы, снова, адресовали в Прокуратуру РК!
Через полтора года, я вынуждена была вновь «штурмовать» г. Москву. Обращалась к Депутату Г Д Смолину О.Н., членам Общественной Палаты РФ Альтшуллер Б.Л. (ОО «Право ребёнка), Ряховскому С.В., Зыкову О.Н., Колоскову С.А., Президенту Фонда Образования Комкову С.К.. Председатель Комитета «За гражданские права» Бабушкин А.В., еще в 2006 году, рекомендовал оформить Договора об управлении имуществом детей- сирот, состоящим из государственных ценных бумаг, Органам опеки и попечительства в соответствии со ст. ст. 38,1012,1026 ГК РФ. Прокуратура РК должна была проконтролировать это. Что сделано не было!
Только после статьи А. Политковской А.С. «Кто тянется к добру?» от 27.04.2006г. в Новой Газете, прокуратура все же возбудила уголовные дела,. На скамье подсудимых оказались лишь мелкие исполнители. Были перечислены первые дивиденды сиротам Воркутинского Дома Ребенка. Кроме Договоров об управлении имуществом детей могли быть созданы Комиссии или Комитеты по защите имущественных прав сирот, в том числе уже и «акционеров». Мы добивались именно этого. Чем больше было бы привлечено к проблемам сирот внимания общественности: пенсионеров, педагогов, заслуженных шахтеров, представителей молодежных организаций, тем меньше возможности имел бы криминал, чтобы грабить сирот. Больше всего пострадали коррекционные (больные) дети. У них забирали все: акции, дивиденды, выходное пособие по окончанию училища, позже и, квартиры, закрепленные за ними до 18 лет.
В отношении сирот: Б. К., Щ. П., С. В. и др. я ставила в известность Прокуратуру РК , что эти сироты находятся в поле пристального внимания криминала г. Воркута, как будущие владельцы акций *Газпрома*, в 2008 г. (ответ Прокуратуры РК от 14.11.08г. «ФАКТЫ НЕ ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ»). Второй раз, в мае 2012 г. по факту лишения акций и квартир этих воспитанников. Только в феврале 2013 г.) материал был направлен в суд, по требованию правозащитников *Мемориала*. На скамью подсудимых сели ( за противоправные действия) выпускники этого же коррекционного интерната, которых криминал ограбил раньше и, уже использовал в качестве исполнителей. Криминальные авторитеты же, остались в стороне.
Кроме нарушения имущественных прав сирот, нарушаются и жилищные их права. Например Т. П. - три с половиной года был БОМЖ, так как закрепленная за ним квартира была в непригодном для состоянии. Только, после нашего обращения к Прокурору РК Бажутову С.А., решением суда ему была предоставлена однокомнатная квартира. Таких примеров много. Выпускница Детского Дома г. Сыктывкара У. , после получения профессионального образования была направлена жить в старое изношенное жильё, без произведенного ремонта. В этой двухкомнатной квартире проживала уже сестра с мужем и ребёнком. Квартира не соответствовала санитарным нормам. С. А., выпускник (коррекционного интерната г. Воркуты), после обучения в ПУ-12 был отправлен в « жизнь» без выходного пособия, а значит без средств существования. Квартира, закрепленная за ним, когда-то в аварийном доме, была снесена. Другую, не предоставили. В результате подросток покончил с собой. Позже произошел суицид сироты П. О., учащейся того же училища, который совершен был при невыясненных обстоятельствах. Никто не ответил и не наказан за смерть сирот.
Эта безнаказанность привела к тому, что в июне 2016 г. покончила с собой сирота Г. Д. Она не пожелала жить под опекой в семье, в которой воспитывалась с сестрой, несколько лет. ООП г. Воркута поместили девочку в Реабилитационный Центр для н/л (бывший приют *Надежда*), в декабре 2015 г. где продержали её полгода!!! Хотя Д. уже имела статус *сирота*! Девочке пришла путевка из МО, науки и т.д. РК в ДД г. Печора, хотя в Воркуте есть ДД, да и сестричка осталась под опекой в прежней семье. Опять никто не ответил за нарушение прав сироты. Следственный комитет г. Воркута не установил, что делала подросток в чужой квартире и почему она была в нетрезвом состоянии? В СК РК я получила ответ, что якобы девочка была в группе *смертников* ВК. Однако, проводя расследование этого суицида ... ни один человек не подтвердил эту версию. Факты гибели сирот были и в Сыктывкаре и, в других населенных пунктах РК. До каких ЖЕ пор, будут гибнуть сироты ?
Вопиющим фактом безнравственности является отношение чиновников, разных ведомств, к сиротам-инвалидам. Например. Выпускники коррекционного интерната г. Воркуты: С. П и Л. Р., обучаясь еще в интернате были признаны инвалидами детства. По достижении ими 18 лет, инвалидности их лишили. Пришлось с ними проходить медкомиссию и им, все-таки, была установлена 3 группа инвалидности, пожизненно.
Л. М. выпускница коррекционной школы-интернат №3 Эжвы, слабовидящая, с сопутствующим диагнозом ДЦП, была направлена в г. Воркута на постоянное место жительство с инвалидностью 3 группы (рабочая). После нашего с ней обращения в Республиканскую МСЭ ей была установлена 2 группа инвалидности, а сейчас у неё уже 1 гр. и, пожизненно. В.К., прибыл из того же коррекционного интерната, что и Л.. Он, так же, являлся инвалидом детства, но ввиду отсутствия мед.обслуживания в училище, инвалидность была утрачена. Только, в результате вмешательства правозащитников .... удалось добиться ему 2 группу инвалидности. Пришлось добиваться и ремонта в его квартире, обращаясь к Прокурору города, хотя, его должны были сделать сразу. .
После окончания 9 класса, Грязовецкой школа-интернат с ОВЗ по зрению, домой, в г. Воркута, привезли М. М.. За полгода до её выпуска я просила Агенство РК по соц.развитию решить вопрос о месте её проживания и, дальнейшего обучения профессии, учитывая её состояние здоровья. Даже обращалась в программу «Пусть говорят». Чиновники Агенства заверили, что М. будет направлена на обучение в г .Самара. Мы прошли с ней медкомиссию, но Министерство образования РК, не перечислило деньги для обучения. М. осталась в .Воркуте. По приезду ей предложили место в приюте для пожилых, одиноких людей, а позже, в Реабилитационном центре для н/л. По просьбе девочки попечительство над ней было оформлено её учительницей, моей дочерью. Она проживает с нами, почти 10 лет. Являясь инвалидом 1-ой группы по зрению, окончила среднюю общеобразовательную школу и получила Аттестат. Прошла обучение на курсах массажистов. В этом году М., как участник *Программы по переселению из районов Крайнего Севера* получила сертификат для покупки квартиры, за пределами северной зоны.
В наш воркутинский Реабилитационный Центр для н/л летом 2016 г. поступила Н. Р., т.к. от неё отказалась приемная *мама*, в семье которой девочка с братом воспитывались 12 лет! Летом, 2015 г., брат Н. отказался возвращаться к приемной маме, после летнего отдыха в лагере. Н., с 1 по 4 кл. в коррекционной школе - интернат учила моя дочь, Мы забрали девочку в свою семью. Восемь месяцев обследовали и лечили Н. в Сыктывкаре и в Чебоксарах (глаза). Все обследования доказали, что девочка является инвалидом детства. Она с 2,5 лет посещала специализированный д/с для особых деток. Причем, находилась там КРУГЛОСУТОЧНО (?!) Позже, обучаясь в с(К) ш и 8 вида Воркуты, тот же .... круглосуточный режим проживания. Справку о прописке Н., Я не могла найти ни в интернате, ни в ООП ... за 12 лет! Оказалось, что семья была только зарегистрирована в п. Воргашор, а снимала квартиры в городе, т.к. не имела постоянного места жительства. Это, что за контроль ООП за опекаемыми сиротами? Не буду рассказывать об одежде и обуви Н.. Жуть. После того, как Настя стала жить в моей семье, ВСЕ ООП республики Коми были предупреждены о том, что дети находящиеся под опекой, НЕ ДОЛЖНЫ круглосуточно находиться в учебных учреждениях.
Проблемы, которые сопровождают сирот в жизни знаю досконально. Уверена, что нужно прежде всего менять законодательство по сиротам. Буду рассказывать и о других жалобах по нарушению прав сирот, направленных мною в разные *высокие инстанции* и опубликую их ответы. Продолжения ....следуют.