Посреди моря и неба между матерой землей и Большим Соловецким островом лежит остров Анзер. Это второй по величине остров Соловецкого архипелага. В последнее время он очень популярен как среди туристов, так и паломников. Анзер привлекает людей своей природой, двумя скитами XVII и XVIII веков, особой размеренной монастырской жизнью. А я предлагаю прогуляться по «не туристическим» местам этого чудесного места.
Туристов и паломников чаще всего высаживают на мысе Кеньга. Второе название мыса — Красный. Место это, действительно, красное, красивое. Тундровая растительность, да несколько карликовых деревьев. Белые постройки на заднем плане — это поселение Ребалда, где живут летом заготовители водорослей.
Раньше на мысу стояла белая каменная часовня. Но она была разрушена в советское время, осталась лишь восьмигранная железная стяжка.
На месте часовни сейчас крест, да на берегу еще один как своеобразный навигационный знак.
От Кенги до Троицкого скита идет дорога, устроенная еще в 1832 году. Она то спускается в болота, то бежит по гатям, то тянется верхом вдоль анзерских озер. В конце пути дорога открывает нам Троицкий скит, лежащий в живописной ложбине. О ските говорить не буду, ибо о нем сотни отчетов и тьма фотографий.
От Троицкого скита можно попасть на мыс. Мыс (как губа и скит) тоже Троицкий. Между мысом и губой расположена спасательная станция. Станция, само собой, бывшая, еще дореволюционная.
Внутри жилого дома раньше жила спасательная команда. Во время СЛОНа здесь находились католики. В 2000-хх гг. за станцией следили монахи с Голгофы, сейчас она под надзором о. Георгия. Домик очень аккуратный и чистый.
Между скитом и станцией есть источник с необыкновенно вкусной водой.
Рядом с ним был еще в 1917 году установлен крест, который стоит и сейчас.
От Троицкого скита до Голгофы идет дорога, устроенная в 1828 году. На ней расположены пустынь преп. Елеазара и поклонные кресты, но я пробегу мимо. Следующая остановка в Голгофо-Распятском скиту. В 1995 году начались реставрационные работы (Е. Никонов, В. Сошин) по восстановлению храма у подножия горы Голгофы. Поставленный в 1714 году храм пришел в ветхость. В 1999 году работы были закончены. Храм возрожден был на средства архангельского предпринимателя Виктора Зосимовича Анциферова.
Первая служба (Всенощное бдение и Божественная Литургия) в возобновленном храме была проведена иеромонахом Евлогием и игуменом Германом в праздник Успения Пресвятой Богородицы. И до 2008 года именно в этой церкви шли службы возрожденного скита. Внутри очень уютно и как-то по-домашнему тепло.
Чуть выше храма Воскресения расположена деревянная часовня. 17 июня 1999 года на ее месте были обретены мощи (на самом деле — под вопросом) священномученика Петра (Зверева), скончавшегося 7 февраля 1929 года от тифа в алтаре храма на Голгофе. Рядом с часовней стоит крест 2005 года установки на месте братского скитского кладбища.
Часовня поставлена в лето 2002 года. Внутри часовни старый монастырский крест, иконы и деревянное надгробие над местом обретения мощей.
В 2002 году была начата реставрация храма на горе. Перед этим проведены обширные исслдеования, как натурные, так и архивные.
Современный иконостас в храме копия иконостаса XIX века. При воссоздании его были использованы подлинники, хранящиеся сейчас в музее-усадьбе «Коломенское». А в свою очередь, в иконостасе XIX века было множество икон из храма 1714 года.
11 июня 2000 года в Успенском приделе храма были обретены мощи преп. Иова, основателя Распятского скита. Сейчас мощи Иова (в схиме Иисуса) находятся в раке у южной стены церкви.
Ну и какая же Голгофа без своего креста. Подобная искусственно сформированная крестоообразная крона есть еще у одной сосны на о. Б. Соловецкий.
От Гологофы дороги расходится. По одной можно попасть в Капорскую губу, куда я отправлюсь пойзже. Другая дорога ведет в губу Кирилловскую. Губа Кирилловская встречает путников белоснежным песком и совершенно божественными видами.
Из старых построек на мысу сохранился лишь амбар XIX века.
В 2007 году по литографиям и дореволюционым источникам была воссоздана часовня в честь преподобного Кирилла Новоезерского. Но, судя по последней описи монастыря, часовня раньше выглядела иначе. Внутри все новое.
22 сентября 2003 года на мысу был установлен 7-ми метровый поклонный крест. Крест изготовил Георгий Кожокарь в кресторезной мастерской Соловецкого монастыря на деньги бизнесмена Ю. Степанова.
Конечно же, Троицкий мыс это простор. Это бескрайние заросли вороники и толокнянки. Место, где небо встречается с землей и морем.
Кроме того, на Кирилловском мысу располагаются языческие памятники, но речи о них здесь не пойдет. Выложу только несколько фотографий лабиринта, что на мысе Лабиринтов рядом с Капорской губой.
С мыса открывается вид на «Городок». По монастрыской «легенде» сложенный в 1702 году солдатами и матросами Петра Великого. Но судя по всему это все-таки дело природное и к человечкам отношения не имеет.
За следующим мысом начинает почти прямая береговая линия до Колгуева. Куда сейчас я и отправлю тех, кто продолжает читать этот пост.
Местами попадаются бурные потоки, стремящиеся из анзерских болот в море. На фото — ручей из озера Кумино.
На Колгуевском мысе много каменных выкладок и деревянных крестов
Место интересное, но время поджимает. Ближе к центральной части мыса часто встречаются озы.
Самое печальное зрелище на Колгуеве — заброшенный маяк.
Здесь необычайно тихо. Как будто жизно замерла, нет ни одной живой души. В скитах, напротив, жизнь кипит, толпами по стандратному маршруту бродят паломники и туристы, плотники возводят гостиницу на берегу Капорской губы. Во истину, Анзер — остров контрастов.
In the middle of the sea and sky between the motherland and the Great Solovetsky Island lies the island of Anzer. This is the second largest island of the Solovetsky Archipelago. Recently it is very popular both among tourists and pilgrims. Anzer attracts people with his nature, two monasteries of the XVII and XVIII centuries, a special measured monastic life. And I propose to take a walk along the «non-tourist» places of this wonderful place.