«В советском союзе было равноправие! Мы решили проблемы неравенства прав еще раньше чем другие страны!» — частый аргумент в обсуждении необходимости феминизма в России как такового.
В современной России феминизм переживает специфичное перерождение по принципу западной кальки. Мы чаще говорим о Симоне де Бовуар, чем об Александре Коллонтай. А движение феминизма имеет богатую историю и на нашей территории. Ее нужно отрефлексировать чтобы строить дальнейшую стратегию: внимательнее посмотреть на развитие женских движений в нашем государстве, проблемы, с которым они сталкивались, на динамику и методы развития, результаты, проблемы.
Представим мизансцену конца XIX — начала XX века.
Ситуация с правами женщин в имперской России была несколько иной чем в других странах. Это касается в первую очередь имущественных прав: женщина имела права владения своим личным имуществом, право на владение частью движимого и недвижимого имущества семьи, а права женщин на наследство были более прочными чем в Европе.
Другая особенность — социальная структура имперской России. Женщины не могли позиционироваться как угнетенная группа и бороться за свои права, поскольку угнетены в политических правах были все. В случае царской России пол в вопросе прав был не на втором и не на третьем месте. Именно поэтому движение феминизма тесно сплелось и сотрудничало с большевистским и поддерживало реформистские и революционные идеи, а так же, не стремилось откалываться от мужчин как от социальной группы. Врагом была система, существующее законодательство, невыгодное никому, кроме узкой прослойки — и женские движения не противопоставляли себя «мужским», а работали с ними в союзе.
Эти два параметра во многом определили цели и задачи феминистского движения в России. Имеющие имущество женщины, к примеру, «триумвират» Трубниковой, Стасовой и Философовой вкладывали средства в создание рабочих мест, общежитий и школ для женщин. Российский феминизм ставил целью дать женщинам возможность реализовать свою финансовую независимость. Для этого было необходимо полноценное образование и создание рабочих мест — и именно это стало ключевой задачей. В то время как в Европе благотворительные организации были больше похожи на школы благородных девиц, российские ставили своей целью вывести как можно больше женщин на рынок труда.
В 1881 году многие российские женские организации были запрещены, а русская православная церковь активизировала активную политику против женской эмансипации, ратуя за традиционные семейные ценности. Впрочем, реакционная волна затронула не только женщин и вызвала нарастающую волну протестной активности во всех направлениях. Даже частичные уступки Николая II в области образования и политической значимости женщин не скомпенсировали нарастающее недовольство. С волной преобразований последовало и изменение целей женского движения в сторону полного социального и правового равенства. Начиная с появления «Союза равноправия женщин» (СРЖ) и проведения первого женского митинга и вплоть до 1917 года женское гражданское движение набирает все больше силы. Проводятся съезды, создаются женские рабочие клубы, в 1913 году проводится первый международный женский день. В 1911 году женщины получают право голоса в волостных выборах, в 1912 — право на раздельное проживание с мужем и равные права наследования. И, наконец, после сорокатсячного митинга за права женщин в марте 1917, конституция РСФРС 1918 года дает советским женщинам широчайший спектр прав, аналогов которому не было ни в одной стране мира.
Чаще всего именно этот момент является аргументом в пользу того, что женщины в России давно получили равенство. Но, кроме того что равенство и равноправие — понятия разные, проблема в том, что к сожалению, за 1918 годом последовала Гражданская война, с ней — голод 1921-1922 годов, коллективизация, индустриализация, раскулачивание, репрессии: грандиозные человеческие жертвы, огромные объемы работ.
Демографическая ситуация сильно подкосилась и в 30х годах происходит откат и возвращение образа «матери и жены» как желательного и социально одобряемого. Рождаемость повышается радикальными методами — контрацептивы уходят из продажи (1935), аборты становятся нелегальными (1936), развод — трудноосуществимым (1944). Пропаганда позиционирует материнство как обязанность советской женщины, не прекращая требовать от нее равного с мужчинами труда. В 1943 вводится раздельное воспитание для мальчиков и девочек в соответствии с одобряемыми социальными ролями.
Именно в этот момент формируется двойственность восприятия женщины в обществе, которая будет сопровождать СССР и современную Россию и нивелирует достижения феминизма в социальной сфере: двойное бремя женщины как матери, жены и «хранительницы очага» и при этом же активного рабочего.
В 1955 году хватка на шее женщин постепенно ослабляется: образование становится смешанным, возвращается доступность абортов. Происходит постепенный откат, разводы становятся возможными (1965), женщины получают право на алименты, пособия на детей, декретные отпуски (1968). Но проблема двойной работы остается — массовая пропаганда все еще ловко лавирует между образом женщины как хранительницы очага, матери и работающего гражданина.
Работа государства в этой сфере сосредоточилась на «возвращении женщины в семью». Благо, чуть более мягкими методами чем за сорок лет до этого. Конституция 1977 г позиционирует яркий акцент на материнстве:
«Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей»
В социальной сфере, тем не менее, сохраняются проблемы: более низкие зарплаты, отсутствие возможности продвижения по карьерной лестнице, огромная бытовая нагрузка.
Рождается новый виток активного феминистского движения: диссидентки. Публикуются статьи, обращающие внимание на положение женщин в советском обществе, в 1979 году создается альманах «Женщина и Россия», полностью посвященный этой проблеме, но через три года он был арестован. В 80х годах постепенно женские движения начинают формироваться, но особенного развития не получают, сталкиваясь с той же проблемой, перед которой феминизм в России стоит и сейчас: отсутствие формально закрепленного неравенства и переход проблемы из политической плоскости в социальную.
В 1989 году на волне зарождающейся перестройки в журнале «Коммунист» выходит статья «Как мы решаем женский вопрос». Сейчас она читается настолько же уместно, как и в год написания. Перестроечная волна, накопившая отрицание всего «советского» принесла в новую Россию либеральный феминизм со всеми плюсами и минусами.
В девяностых мы использовали западную кальку, применив актуальную на тот момент повестку.
Проблема в том, что повестку не решили, а кальку тащим все время новую. Не добившись равного доступа женщин ко всем профессиям, поднимаем вопрос того что гендер-то, оказывается, не бинарен.
В итоге постсоветский феминизм расслоился.
У нас есть слой населения, до которого до сих пор не докатилась первая волна феминизма, понимание права женщины на имущество, представленность, право слова — патриархальные мусульманские общества.
Слой, который с горем пополам осваивает т.н. вторую волну: право на распоряжение телом, неприкосновенность, репродуктивную свободу — собственно, большая часть страны.
И слой, который ведет увлеченные интернет-дискуссии о бодипозитиве, феминитивах и квир-теории.
И слои эти существуют в разных мирах, вынужденно пересекаясь и не приходя к единой стратегии. Мир упрямо движется вперед, а мы за ним не успеваем. В России нет единого движения феминизма, есть обособленные группы, не желающие и не умеющие сотрудничать друг с другом.
Возможно, анализ общего опыта сформирует, наконец, единую повестку и некоторый четкий план действий.
Ссылка на основной канал: www.instagram.com/sshimanskaya/