О человеке, который стоял за спиной глав нашей республики. Ху из мистер Зарубин?
В тени «отца»
Грандиозный судебный процесс, стартовавший в столице в конце года минувшего, ошибочно обозвали «Гайзергейтом».
На самом деле отец-основатель, идейный вдохновитель и «московская крыша» так называемой ОПГ остался в тени. Вернее - скрылся за границей и объявлен в международный розыск.
Если кто-то полагает, что теперь его фото носят в кармане все полицейские мира, секретные агенты отрабатывают возможные связи, устраивают засады и прослушивают все телефоны по кодовому слову «Зарубин», то они не совсем правы.
Такие персонажи могут попасться чисто случайно. Так влип скандалист Поклонский, устроивший дебош на своей яхте в Камбодже.
На процессе пока что прокурор зачитал обвинение, а подсудимые и адвокаты выразили своё к нему личное отношение.
Фигурантов много. Остановимся пока на главных.
Цитирую прокурора:
Преступное сообщество, состоящее из двух подразделений, создал предприниматель, экс-советиник главы Коми Торлопова Александр Зарубин. Структуные подразделения ОПС находились в Москве и в Коми. В Москве он создал структуру, которая управляла сообществом. Также он организовал кассу преступного сообщества.
В Коми функциями сообщества были: противодействие правоохранительным органам, использование служебного положения, коррупционных связей и создание кассы и юридических лиц.
Зарубин создал иерархическую структуру и строгую дисциплину. В целях конспирации некоторые из участников преступного сообщества не знали других его членов.
Зарубин — руководитель ОПС, определил цели преступных посягательств, принимал новых членов сообщества, через экс-главу Коми Вячеслава Гайзера, его заместителя Алексея Чернова и предпринимателя Валерия Веселова руководил другими участниками, распоряжался кассой, давал одобрение на внедрение нужных людей в органы республиканской госвласти.
Торлопов разрабатывал с Зарубиным, Гайзером, Черновым и прочими планы преступлений, координировал действия участников докладывал Зарубину о процессе совершения преступлений.
Следствие считает, что без одобрения Торлопова самостоятельные планы преступлений других учасников не реализовывались. Также бывший глава и сенатор от республики обеспечивал принятие нужных ОПС законов, решений и правовых актов.
Экс-глава Коми Торлопов:
«Лично я свою вину признаю».
Прокурор:
Обвинение также считает, что Гайзер по согласованию с Зарубиным определял цели и задачи ОПС, планы преступлений, получение взяток, непосредственно участвовал в совершении нескольких преступлений, докладывал Зарубину, осуществлял общее руководство, руководил расходами из кассы преступного сообщества. Кроме этого он использовал должности для расстановки своих людей в органах власти республики.
Экс-глава Коми Гайзер:
«С самого начала заседания не была понятна суть обвинения, и сейчас непонятно. Хочу выразить свое отношение. Суть обвинения непонятна, виновным я себя не признаю».
В обвинении, по его словам, нет конкретики, где, когда и как ему сделали предложение и как он дал согласие на вхождение в ОПС. Также ему непонятно, чем в обвинении полномочия губернатора отличаются от полномочий руководителя ОПС.
«Где эта мифическая казна? Куда она делась после нашего ареста? В обвинении не установлены факты оказания влияния на других лиц. Мне непонятно, когда и где у меня мог возникнуть умысел на хищение Зеленецкой птицефабрики. Если я похитил птицефабрику, то почему не указано, каким образом мог распоряжаться акциями и имуществом птицефабрики. За 2,5 года следствие так и не сформулировало.
Мне не понятно, в каком виде, когда я осуществлял противодействие правоохранительным органам?
Следствие считает, что я получил взятку долей в „Отель Сервис“ [Юридическое лицо сыктывкарской гостиницы "Авалон" подконтрольной предпринимателю Евгению Самойлову], но не указывает, что в мое распоряжение и в распоряжение моих родственников она не попадала….»
Вот так Гайзер комментирует эпизод с бывшим заместителем руководителя администрации главы Коми, экс-руководителем Сыктывкарского ЛВЗ Александром Сердитовым который, как считает следствие дал взятку Гайзеру за назначение на пост директора завода своего родственника и общее покровительство:
«Сердитов осужден за тяжкое преступление, его показания — оговор, он дал их, когда находился в СИЗО; не зафиксировано ни одного факта передачи денег…»
Сыктывкарский городской суд 6 мартаприговорилСердитова к пяти годам лишения свободы условно, штрафу в 4,5 млн руб. за злоупотребления, растрату, незаконное предпринимательство и дачу взятки.
«Суть до сих пор остается мне непонятной, и виновным я себя не признаю. Спасибо, Ваша честь».
Проще говоря, наш второй после Спиридонова «юралысь» признал, что Республикой Коми руководил вовсе не он. Уважаемый многими, всенародно избранный Владимир Анатольевич Торлопов был, оказывается, довольно рядовым членом ОПГ.
Третий после Спиридонова Глава РК Вячеслав Гайзер не понимает, или – делает вид, что не понимает, в чём его обвиняют (такую же позицию заняло большинство обвиняемых по делу).
Процесс будет долгим и интересным. Многое прояснится. Многое, но – не главное.
А что тут «главное»? Получается, что республикой руководили вовсе не Главы, одобренные Президентом и избранные населением, а совсем другой человек. А кто и зачем назначил его?
Вот этого мы, похоже, никогда и не узнаем. Если, конечно, вдруг… Ну… бывает такое… редко, но… вдруг кто-то из подсудимых даст такие показания на суде! Лично я – сомневаюсь.
Поэтому, предлагаю вашему вниманию то, что было известно об Александре Зарубине ДО того, как он скрылся от следствия в неизвестном направлении. Здесь и далее я буду активно использовать (с позволения автора Сергея Сорокина) материалы из нашумевшего сериала «ЗАРУБИНКОРПОРЕЙТЕД»: 12 лет в Республике Коми. Желающие могут найти их по ссылке:
https://komikz.ru/news/just/11139https://komikz.ru/news/just/11139
и убедиться: и до ареста так называемой ОПГ все всё знали и могли посадить если не всех, то – очень многих. Ну… или хотя бы пару-тройку самых главных, не дожидаясь, пока они «слиняют» в неизвестном направлении. Могли не допустить такого шока и политического кризиса. Могли, но – не делали. Почему? Не знаю.
Перечитайте «Красное Знамя! Тех лет. Если лень, то я буду приводить тексты, выделенныекурсивом:
"Факты из биографий «российского государственного деятеля» (по определению Википедии) Владимира Торлопова и члена Московского Английского клуба, бизнесмена Александра Зарубина свидетельствуют о том, что прежде чем последний помог первому получить кресло Главы Коми, первый дал этому последнему «путёвку в большую жизнь». Будучи двадцать лет назад в должности первого заместителя председателя Совета Министров РК по социальным вопросам, Владимир Торлопов взял 25-летнего уроженца небольшого украинского городка Фастов Александра Зарубина, имевшего к тому времени судимость за кражу и промышлявшего на пиратском видеорынке в Инте и Сыктывкаре, в свой секретариат.
Нет никаких сомнений в том, что и следующие свои стремительные шаги по карьерной лестнице Зарубин сделал при непосредственной поддержке Торлопова.
В 1994 году он поступает на работу в КБ «Коми социальный банк» и спустя два с небольшим года, не имея к тому времени ни финансового, ни экономического, ни просто какого-нибудь высшего образования, становится председателем его правления. В это же самое время в этом же самом банке, обслуживавшем, в частности, счета Пенсионного фонда РФ, в качестве заместителя Зарубина трудится будущий глава Коми Вячеслав Гайзер. Когда в 1997 году Александр Зарубин перешёл работать в Пенсионный фонд РФ — сначала в должности советника председателя правления, а затем исполняющего обязанности заместителя председателя правления — Вячеслав Гайзер становится руководителем «Комисоцбанка».
Вообще, банк этот с полным правом можно назвать кузницей кадров зарубинского призыва. Так, в 1999 году Гайзера на посту руководителя этого финансово-кредитного учреждения сменил Виталий Стаханов, занимавший затем должности министра финансов РК и заместителя Главы Коми, а нынешний замглавы РК, министр финансов республики Владимир Тукмаков несколько лет трудился в «Комисоцбанке» в качестве экономиста и начальника одного из отделов.
Наконец, в этом же банке в должности советника сначала у Зарубина, а потом и у Гайзера значился Валерий Веселов, известный сегодня как крупный сыктывкарский бизнесмен. В те же годы, по оперативным разработкам правоохранителей, он проходил как один из лидеров ОПГ «Айвенго», о жестоких разборках членов которой с представителями других группировок часто писала местная пресса. На милицейских схемах «Коми социальный банк» обозначался в качестве структуры, оказывающей «Айвенго» финансовую поддержку.
Группировка прекратила своё существование в конце 90-х годов. Но не прекратились взаимоотношения бывших коллег по работе в банке.
Валерий Веселов проходил как один из лидеров ОПГ «Айвенго»… Фото zyryane.info
Разнообразные бизнес-интересы тесно связывали и связывают Александра Зарубина и Валерия Веселова, а Вячеслав Гайзер, уже находясь на посту Главы Коми, под своё поручительство помог бывшему советнику получить более чем миллиардный кредит в Сбербанке, который так и не был возвращён в положенный срок. Между тем Валерия Веселова наградили Почётной грамотой Главы РК и избрали в Общественную палату Республики Коми первого созыва, где он значился членом комиссии по общественному контролю за деятельностью и реформированию правоохранительных органов и судебно-правовой системы.
Оказавшись в Москве, Александр Зарубин очень быстро обзавёлся связями на самом высоком уровне. Например, он близко сошёлся с экс-премьером правительства России Сергеем Кириенко, а у скандально известного Михаила Зурабова, которого одно время называли не иначе как «кассиром президентской семьи», в самом конце 90-х годов работал советником, когда тот возглавлял Пенсионный фонд РФ.
По слухам, именно Зарубин уговорил выдвигаться в губернаторы Владимира Торлопова, который с середины 90-х занимал пост председателя Госсовета РК, в этом качестве входил с состав Совета Федерации РФ и, возглавляя в верхней палате парламента комитет по вопросам социальной политики, часто бывал в Москве.
Другим человеком, поддержавшим Торлопова на выборах, стал Рахим Азимов, известный тем, что возглавляемое им ЗАО «Торговое представительство Республики Коми» за несколько лет до описываемых событий растратило огромные федеральные ссудные средства, выданные фирме под завоз товаров в районы Крайнего Севера. По сведениям Счётной палаты РФ, по вине этого ЗАО бюджетом было недополучено более 4 млрд. рублей. Но к моменту проверки Азимов уже был назначен заместителем постоянного представителя Республики Коми при Президенте РФ, а вскоре после этого – исполнительным директором Северного регионального фонда президентских программ. И сведения о растрате не повлекли за собой уголовных последствий.
Рахим Азимов. Фото komiinform.ru
Стоит заметить, что некоторые информационные источники, в частности газета, «Ленинградская правда», рассказывали о г-не Азимове куда более серьёзные истории, связывая, например, его имя с организацией наркотрафика из Афганистана в Россию, однако вынуждены были опровергнуть эту информацию после того, как Рахим Азимов успешно оспорил её в судебном порядке.
Когда Торлопов выиграл выборы и обосновался в покинутом Юрием Спиридоновым кабинете, между Зарубиным и Азимовым началась настоящая война, сопровождавшаяся скандальными перепалками, происходившими на глазах прочих чиновников прямо в коридорах Жёлтого дома. Победители не могли поделить доставшуюся им поляну. В этом соперничестве, как и следовало ожидать, верх одержал куда более изощрённый интриган зурабовской выучки. Посланный в 2002 году представлять республику в Совете Федерации, Рахим Азимов уже через год был отозван из верхней палаты российского парламента по предложению Владимира Торлопова, объяснившего досрочное прекращение полномочий сенатора следующим образом: «Р. Азимов, к сожалению, не оправдал те надежды, которые я возлагал на него, когда представлял его кандидатуру на пост сенатора… Обещаний и предложений было много, а реально жители Коми не получили ничего».
К описываемому же периоду времени относится и наделавшее много шума письмо, посланное заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности Виктором Илюхиным полпреду Президента в Северо-Западном федеральном округе Виктору Черкесову, в котором депутат писал, что Зарубин и Азимов «распространяют информацию о том, что В. А. Торлопов в 2001 году стал руководителем республики исключительно благодаря их финансовому участию в предвыборной кампании» и что «А. Зарубин фактически пытается осуществить ползучий передел собственности в республике». Илюхин просил полпреда «принять меры по восстановлению законности и конституционного порядка в стратегически важном регионе России», судя по всему, наивно полагая, что на самом верху руководствуются принципами права и справедливости.
Между тем Александр Зарубин на правах победителя получил предложение от вновь избранного Главы возглавить республиканское правительство. Получил — и не принял. Вместо этого он попросил для себя синекуру: должность, которой до этого никогда не было в реестре должностей госслужбы Республики Коми, – главного советника Главы РК.
Не было — так будет, решил Владимир Торлопов и издал указ о включении в подраздел «высших должностей» госслужбы РК запрошенную Зарубиным должность, которая, как следует из самого её названия, предусматривает много возможностей и минимум ответственности..."
Надеюсь, что экскурс в новейшую историю был полезен для правильного понимания «процесса века», протекающего сегодня в Замоскворецком суде города Москва.
Судя по зачитанному обвинению, львиная доля эпизодов и воровских схем останется за рамками этого разбирательства. Я, конечно, буду дополнять (по мере возможности) материалы суда выдержками из СМИ тех лет. Это на приговор не повлияет.