Остров Хайнань – самая южная китайская провинция, но не самая южная китайская территория: в 800 км южнее находятся спорные между Китаем и Вьетнамом Парасельские острова, а еще намного южнее – богатые нефтью острова Спратли (на них претендует половина стран Юго-Восточной Азии). На своем острове в архипелаге Спратли Китай даже построил санаторий. Но, разумеется, это не большой современный город, каким предстает крупнейший город Южного Китая - Санья. 

Я был в Китае 6 лет назад. Тогда страна оставила у меня в основном самые благоприятные впечатления. Впечатления от первого дня второй поездки я бы назвал неоднозначными.
Гид сразу предупредил нас, что не следует пытаться войти в «гугл» или связаться через «whatsapp»: так как эти системы – американские, то их здесь просто нет. Правда, не все так безнадежно: вместо «whatsapp» можно установить приложение WPN-master, вот только можно ли позвонить с него в Москву? 

Не просто и обменять валюту: делать это лучше всего через гида. В этом случае не надо возиться с документами, однако на разнице в курсе теряешь 3- 4 % (но это что: при обмене у гида евро потери составляют уже 10-12 %!). Интересно, что из опрошенных мною земляков все довольствовались обменом валюты у гида по курсу 625 юаней за сто долларов, хотя через дорогу гостеприимно открыл свои двери банк, где за 1000 долларов можно было получить на 18 юаней больше. 

Впрочем, 1 млрд. 400 млн. жителей Китая 200 миллионов живут менее, чем на 1 доллар в день, при этом еще 20 лет назад таких жителей Поднебесной было в 4 раза больше. 

Местные водители не очень понимают, зачем надо останавливаться на красный свет. Поэтому Китай в 2,5 раза опережает Россию по количеству погибших на дорогах на 100 тыс. жителей 
Отель «Линда» оказался 9- этажным зданием лет 30 от роду, построенным впритык к скале, таким образом, что часть нижних этажей его корпусов оказались внутри скалы. Поэтому двор отеля вместе с бассейном обосновался на 4-м этаже. Кстати, в Китае число 4 считается несчастливым, поэтому в некоторых домах и отелях нет ни 4-этажа, ни на 4-й квартиры. Вопреки утверждениям путеводителей, все работники службы регистрации отеля (ресепшена), не знали по-английски ни слова. На мои обращения в отсутствие гида, они мило улыбались и, забыв про меня, возвращались к своим делам. На второй день у меня в номере сломался сейф, я долго ждал, что кто- нибудь доберется до комнаты; наконец, появился мастер, который походил, поохал, но так ничего не починил. 

В отеле оказались неожиданно приличная кухня: особенно мне понравились традиционный китайский рисовый хлеб на пару.

Перейдя через дорогу я оказался под кронами бородатых баньянов: их корни, похожие на коричневые бороды, растут не из нижней части корней, как у нормальных деревьев, а из нижних ветвей, помогая экспансии этого необычного дерева в окружающее пространства. 
Посетив пару экскурсионных лавок и узнав, что экскурсии в них более, чем в 2 раза дешевле, чем у отельного гида, я купил за 5 юаней местное пиво «тзинтао» съел за 15 юаней шашлык из креветок, зашел в магазин под названием «Контрабандный товар от тети Вали» (там все оказалось дорого и там я ничего не купил), после чего оказался на пляже.

Бухта Дудунхай, одна из трех бухт города Санья, оказалась достаточно компактной и чистой.
Все лежаки на пляже платные и я решил полежать на песочке, сэкономив средствам на подарки. Как мне рассказали, в соседней бухте, где я отдыхал в прошлый раз, объявились коварные песчаные блоки, те невидимые создания, что покусали меня во время отдыха во Вьетнаме в 2015 году, однако в Дудунхае этих нелюбящих меня созданий нет. 

По дороге в бухту повсеместно попадаются ресторанчики, где в аквариумах обитают разнообразные рыбы, креветки, омары, лангусты, кальмары, и даже морские ежи. Иногда разновидностей морских глубин и поверхностей доходит до 30. Удовольствие познакомиться с ними, как с гастрономическими объектами стоит от 20 до 150 юаней. Впрочем, в отличие от Вьетнама, в число потенциальных блюд, слава Богу, не включены живые черепахи и ящерицы. 

На обратном пути мне повстречался мужчина. Который зазывает туристов на массаж, Узнав, что меня зовут Андрей, он сообщил о том, что и его тоже зовут Андрей (правда по-китайски его имя - Вань Юн), и точечный массаж тела стоит 50 юаней. По мере нашего приближения к массажному салону он вспоминал все более дорогостоящие виды массажа, и я был вынужден проявить настойчивость, чтобы вместо более дешевой услуги не получить более дорогую. После традиционных вопросов, которые всегда задают все массажисты (как меня зовут, из какого я города, какой раз я приехал на Хайнань и где моя семья) девушка-массажист взялась за точки на моем теле, о некоторых из которых я и не подозревал. От массажа тайского, индийского и шри-ланкийского, сделанный мне массаж отличался воздействием на точки на ушах и ягодицах.

В Национальном парке Янода

Янода, как сообщают путеводители, является дождевыми тропическими джунглями. Ехать до него от Саньа – примерно один час. Заплатив по 180 юаней, наша небольшая группа разместилась в микроавтобусе и примерно через час подъехала к величественному зданию, похожему на вокзал. Своеобразным вокзалом это здание и оказалось. На выходе из здания нас пересадили в автобус, снабдили прибором для прослушивания экскурсии, и по извилистой 18 –километровой дороге мы отправились вверх в горы.

Отмечу, что парк находится на землях, где последние тысячелетия проживает народ прод названием ли. 

Тем временем механическая девушка успела сообщить нам о том, что джунгли занимают 8 % территории суши, однако в них живет около половины всех известных животных и растений. При этом каждый год площадь джунглей сокращается на 160 тыс. км. девушка из ящичка была активна вплоть до нашего попадания в сам парк, однако минут через 15 она безнадежно замолчала и ожила лишь, когда мы снова сели в автобус.

По выходу из автобуса мы сделали контрольные снимки на смотровой площадке, спустились по лестнице вниз и оказались на станции канатной дороги: сев на какую-то ленточку и прикрепившись еще 2 ленточками к тросу, минуты через 3 можно было оказаться на другой стороне ущелья, в которой и расположен парк.

Около площадки демонстрируется необычный домик: приплюснутый шар из прозрачного пластика диаметром метров 5 имеет внутри кровать с козырьком, тумбочки, столик, стулья; ведется в комнату шар прозрачная прихожая трубообразной формы. Я так и не понял что это: палатка, в которой можно с комфортом жить в лесу или местный способ решения жилищной проблемы. 
Никакими джунглями Янода, к сожалению, не оказалась. Во 1-х, парк засажен культурными растениями (банан, арековая пальма, хлебное дерево, гевея), которые в одомашненном виде в дикой природе не растут. Во 2-х, основой развития джунглей является взаимодействие растительного и животного мира; однако последний представлен в Яноде только птицами и насекомыми. В 3-х, для появления джунглей необходимо, чтобы и навоз животных, и опавшие листья-ветви, и упавшие стволы возвращались в почву в качестве перегноя; однако многочисленные служащие парка убирают всё это богатство. Не было в Аноде деревьев-гигантов, кроны которых плотно закрывают небо от всего, что растет под их кронами. 

Тем не менее, парк весьма живописен. Корни деревьев переаплетаются со скальной породой и мощными камнями. Гибкие манстеры и другие лианы переплетают стволы деревьев. На мощных стволах растут орхидеи и другие растения-симбионты. За перилами деревянных тротуаров устремляются ввысь живописные бамбуки.

На многих деревьях – яркие таблички с названием и краткой информацией по дереву. К сожалению, по-китайски мы не знали ни иероглифа; при этом девушка из коробочки все молчала. 

Ожила она только, когда мы подошли к мощному баньяну. Сообщив нам зачем-то, что его высота - 40 метров, хотя, на мой взгляд, с трудом можно было насчитать и 15, она проинформировала нас о том, что дереву 100 лет, оно является священным у народа ли и считается покровителем бога гор Дуна, без разрешения которого ничего делать в горах нельзя. Крона дерева действительно оказалась впечатляющей и укрыла под собою многие десятки деревьев и кустов.

Одним из самых любопытных растений, которое я впервые, кажется, увидел в живую, оказался зонтичный древесный папоротник высотой пять. Впервые я увидел, как растет хлебное дерево: огромные светло-зеленые плоды с шипами –гранями висят на тонких стебельках, растущих из ветвей или прямо из ствола 
Спустившись к озеру лотоса, мы обнаружили на нем 2 островка с беседкой, фотографов с попугаями и павлинами, павильон с живыми удавами и продукцией, которую из них производят, когда они уже становятся неживыми, множество магазинчиков и точек быстрого питания. 

Есть в парке и несколько небольших водопадов в один-два человеческих роста, однако я до них так и не добрался. 
По дороге обратно механическая девушка ожила и порадовала нас планами по развитию Яноды, где планируется открыть ущелье целебных растений, мастерскую народа ли по производству парчовых тканей и сад тропических фруктов, где их можно будет сорвать и съесть. 

Не все в Яноде мы смогли увидеть, хотя время для этого у нас было. Уже после того, как я покинул парк, я узнал, что его площадь составляет целых 167 километров кв., но для посещения туристами открыто 45 км. кв. Я думаю, что примерно 1 кв. км. парка мы и увидели. Например, таки не узнал я, как выглядит дерево дальпергия (как выяснилось, не только я, но и мой компьютер ничего не знает о таком растении, зато о нем знает Википедия!), растущее в ЮВА и Африке, которое обладает антигрибковыми свойствами и имеет красивую древесину; этому дереву в Аноде была посвящена целая экспозиция. 

Бумага, порох, Мао Цзэдун, День Сяопин и КПК

На всех денежных купюрах Китая изображен один и тот же человек. Умерший в 1976 году Мао Цзэдун. 
Его многочисленные изображения можно увидеть практически во всех отелях. 

Туристические справочники не рекомендуют в разговорах с китайцами ругать Мао.

Что это: дань традиции? Инерция мышления? Тоталитарное сознание, доставшееся от 3 десятилетий правления Мао? Справедливая оценка роли этого человека в жизни современных китайцев?

Ответить на этот вопрос непросто. Председатель Мао запомнился не только истреблением воробьев на полях и большим скачком. На его счету – огромное количество жизней людей, большая часть которых погибла совершенно безвинно, репрессии в отношении ближайших сподвижников и друзей, чудовищные о своему цинизму Культурная революция и Компания критики Линь Бяо и Конфуция, направленная на разрушение семьи, традиционных ценностей, высмеивание принципов гуманизма и милосердия. 

Понимая, что события 1950-первой половины 1970-х годов не укладываются в логику и здравый смысл человека 20-го века, наследники Мао, как помнят те, кто знаком с историей Китая, пошли на обычный в таком случае пропагандистский ход: отделить хорошего Мао от его кровавого окружения, деятельностью которого и были объяснены если не все, то многие ошибки, преступления и перегибы на местах. 

И все таки историческая правда более объемна, чем видится при оценке небольшого исторического отрезка.

Практически все второе тысячелетие Китай либо от кого-то оборонялся либо оказывался захваченным другими народами. Ну, войнами с соседями тех, кто жил в этом тысячелетии и тех, кто изучает его сегодня, не удивить, однако и на этом фоне история Китая уникальна.

Итак, в 13 веке, точнее говоря в 1226 году, Китай захватывает Чингисхан, а правителем страны становится его сын Хубилай, и на 142 лет в Китае воцаряется династия Юань. 

Несмотря на то, что при императорах династии Юань Китай в Китае расцветает наука, культура, модернизируется производство, в стране существовало явное разделение на монгольскую аристократию, и ханьское население, которое подвергается жесткой эксплуатации. 

С 1368 по 1616 год Китаев правит династия Мин. Начав с установления жесткого деспотического режима и ведя публичное наказание палками чиновников за провинности, вывешивание чучела казненного чиновника в кабинете его преемника, императоры Мин вскоре смягчили свое правление. «Дэн Сяопин 14 века» Чжан Цзюйчжэн» провел реформу управления, и предпринял меры по развитию сельского хозяйства. В стране снижаются налоги. Развивается текстильная, судостроительная, железодобывающая промышленность, адмирал Чжэн Хэ открывает Америку за 70 лет о Колумба. В 15 веке Китае начинает развиваться капиталистическое производство. 

В 17 веке Китай захватывают маньчжуры и страной начинает править маньчжурская династия Цин (Цзинь или «Золотая»). Правление Цин стало одним из наиболее стабильных периодов развития Китая: за 268 лет правления сменилось лишь 11 императоров (для сравнения, в России менее, чем за 200 лет после смерти Петра Первого – 12). В конце 18 века после экономического подъема, получившего название «Кан-Юн-Цянь» по именам трех цинских императоров, население Китая достигло 300 млн. человек (в это время все население мира составляло менее 1 млрд., отметки в миллиард оно достигло только в 1801 году). Однако приверженность аграрной экономике, борьбе с инакомыслием, политика изоляционизма привели к тому, что воспользоваться теми преимуществами, которые Китай накопил к концу 18 века, страна не смогла. 

И 19 век трудно назвать благоприятным для Китая: Китай проигрывает Великобритании 2 опиумные войны, в результате чего заключает с ней ряд невыгодных для себя договоров. Иностранцы все равно пришли в Китай, но отнюдь не на тех условиях, которые могли бы диктовать сами китайцы. На северо-востоке Китая часть территорий страны (Порт-Артур, Далянь, КВЖД) переходят под фактическую юрисдикцию России. Цинские власти пытались провести реформы, но эти реформы закончились провалом. 
Революция 1911 года, повлекшая свержение монархии и установление республики, не приводит к возрождению огромной страны. Китай разваливается на ряд самостоятельных провинций со своими конституциями, правительствами и собственной монетой. Центральное правительство в Нанкине контролирует лишь часть страны. Дальше – больше: японское вторжение, аннексия Тайваня, отделение Манчтож-Го, неподконтрольный правительству Гоминьдана Особый советский район Китая. Прекращение японской оккупации стало возможным лишь благодаря советской, и в меньшей степени американской помощи. 

Затем гражданская война 1946-49 годов. Борьба с 4 вредителями – крысами, мухпами, комарами и воробьями. Провал большого скачка. Погром Культурной революции. 

А ведь речь идет о стране, которая дала человечеству примерно треть наиболее важных изобретений, сделанных до 19 века: изобретений бумаги, книгопечатания, компаса магнитного, компаса механического, лака, весла, пароварки, колокола, пороха, мин, ракет, методов добычи газа, производства шелка, государственных экзаменов для занятия чиновничьих должностей, ручной арбалет, бумажные деньги, вентилятор, «волшебное зеркало» (предшественник кинематографа), доменную печь, меха с гидравлическим приводом, пищаль, модульную архитектуру (то есть использование типовых компонентов при возведении зданий, ресторанное меню, конскую сбрую, сейсмометр, сталь, тачку, фарфор, химическое оружие, шлюза, чугуна. Именно здесь впервые стали культивировать просо, сою, чай и рис. Здесь впервые создали крепкие сорта пива. 

При всем неприятии Мао Дзедуна и методов, при помощи которых коммунисты добивались своих целей, нельзя не признать: после 1949 года в результате осуществленных реформ Китай из того, что воспринималось извне, как набор человеческих, территориальных и природных ресурсов, Китай превратился в сверхдержаву, развивающуюся наиболее быстрыми темпами. 

Интересно, что к 1935 году, когда из-за карательных походов Гоминьдана из 10 советских районов Китая было ликвидировано 5, Китайская Советская Республика сжалась до Особого района Китая, где проживало менее 1 % населения страны. Какая уж тут победа? Какой уж тут захват власти и рывок к сверхдержаве! Но история распорядилась иначе. 

Но есть ли в этом заслуга Мао? Я думаю, что есть. При всех шараханьях, перегибах и просто преступлениях его режима, продолжительность жизни в стране выросла в 2 раза, а грамотность выросла с 14 до 80 %. Что не снимает с него ответственности за страшные злодеяния, совершенные им в родной стране, да и за ее пределами (чего стоит одна Кампучия!)

И, тем не менее, современный Китай скорее создан вопреки, а не благодаря его деятельности. И как мне кажется, нетрудно назвать тех людей, благодаря которым Китай стал тем, чем является сегодня: премьер-министр Чжоу Эньлай, председатель КНР Лю Шаоци, погибший в годы культурной революции, об обстоятельствах смерти которого до сих пор достоверно не известно, маршал Чжу Дэ, маршал Пэн Дэхуай, бросившие вызов Мао в расцвет его могущества, дважды возвращавшийся в китайскую политику из небытия Дэн Сяопин.

Дэна справедливо величают отцом китайского экономического чуда. Но куда важнее является внедренное им китайское политическое чудо: он создал никогда прежде не существовавший институт смены власти. При этом вместе с прежним лидером уходит в отставку и большая часть его команды. Нынешний Си Цзинпин – пятый после Мао руководитель страны, лидер пятой по счету команды китайской элиты. 
Однако никого из тех, кто смог сохранить Китай и китайцев, несмотря на пресуплшения и ошибки Мао, на китайских банкнотах, увы, нет. 

Оригинал