Председателю Совета при Президенте по правам 
человека и развитию гражданского общества
в Российской Федерации  
М.А. Федотову 

Копия: члену Совета Федерации 
В.П. Лукину 

Копия: директору 
ФАДН России
И.В. Баринову    


Уважаемый Михаил Александрович!

27-29 июля 2016 года состоялось выездное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского  общества и правам  человека в Тверской  области. 

Среди вопросов, рассмотренных Советов, важное значение занял вопрос о защите прав  и законны интересов тверских карел, возрождения их языка и культуры. 
 
Как отмечалось Советом, в 2017 году исполнилось 400 лет переселения карел, проживающих на Карельском перешейке, в Тверскую область. В 1617 году после заключения Столбовского мира, когда Карельский перешеек отошел от России к Швеции, карелы, которые не хотели утратить православную веру, ролдной карельский язык и оказаться под жестким налоговым гнетом шведских властей, воспользовались приглашением царя Михаила Федоровича и заселили несколько станов Тверского княжества, опустевших после Смутного времени и эпидемии моровой язвы. Переселенцы были записаны в сословие дворцовых крестьян, а для того, чтобы шведские власти не  требовали возврата переселенцев, правительство России выплатило Швеции 190 тыс. руб. серебром и золотом: в те времена трудолюбивые сельские жители ценились властями очень высоко.   

С 1937 по 1939 год в течение неполных 20 месяцев на территории Тверской области существовал Карельский национальный округ, преподавание карельского языка велось более, чем в 100 школах. Однако перед войной с Финляндией национальный округ был ликвидирован. Вся интеллигенция была репрессирована.  На 50 лет о тверских карелах не было принято ни говорить, ни писать.    
В отличие от  карел Карелии, тверские карелы сохранили свой язык в более чистом виде без влияния финского и вепсского языков, нежели карелы Финляндии и Карелии. До наших дней сохранилось 3 говора тиверских карел– Толмачевский, Дердинский  и Весегонский.  

По переписи 1926 году в Тверской области насчитывалось 146 тыс. карел, в то время, как в Карелии –  всего лишь 100 тыс. человек. 

Карельский письменный язык был создан на основе кириллицы в 1930-е годы, однако в 1939 году кириллица  применяться перестала. В настоящее время  карелы – единственный народ России,  письменность  которого  существует на основании не кириллицы, а латиницы. При этом фонетика русского и карельского языков отличаются: в карельском языке применяется 4 гласных, отсутствующие в русском языке. 

Носителей карельского языка осталось в настоящее время всего лишь 37 тысяч человек. Язык  находится под угрозой вымирания.  По мнению ряда специалистов, в настоящее время под карельским языком понимается, по меньшей мере, 4 разных языка – собственно карельский, старокарельский или тиверский карельский, людиковский и ливиковский.  

При этом, если в Финляндии карельский язык имеет статус языка национального меньшинства, то даже  в Карелии карельский язык не имеет статуса государственного языка. 

По переписи 2010 года к числу тверских (тиверских) карел было отнесено всего лишь 7394 человека, из которых карельский язык знает около 50 %. Таким образом,  за 84 года численность  тиверских карел сократилась  почти в 20 раз. Такое стремительное сокращение численности народа может иметь место либо  при навязанной народу ассимиляции либо при геноциде. 

Изучение обстоятельств карельского тиверского языка свидетельствует о том, что  ответственность за это несет администрация Тверской области. Так, если в 1991-92 годах карельский язык преподается в 15 школах в рамках регионального образовательного компонента, то в настоящее время карельский язык изучается только в Козловской средней школы Спировского района, но не в качестве образовательного  предмета а только лишь с 1 по 4 класс в качестве факультатива. 

Существуют курсы изучения карельского языка в Твери, Лихославле, с. Толмачи; всего таких курсов – примерно 15, но  все они охватывают немногим более 200 человек, что недостаточно для поддержания даже той численности говорящих на карельском языке, что существует в  настоящее время. К настоящему времени изданы 5 школьных учебников на карельком языке.  Несмотря на маленькие тиражи учебников – от 500 до 1000 экземпляров – даже они оказываются невосстребованными.  

Учителя карельского языка готовились в Лихославльском педагогическом училище, однако эти учителя не востребованы до сих пор. В настоящее время  подготовка таких учителей прекращена. 

Исследование на предмет того, сколько родителей хотели бы, чтобы их дети изучали карельский язык, сколько детей желает изучать карельский язык, не производились.      

Культурно-историческим центром тверских карел являлся Лихославльский краеведческий музей, созданный, как Карельский национальный музей.  Однако в 1939 году он был закрыт, его  богатая экспозиция исчезла и не найдена до сих пор. В 2011 году краеведческий музей был переименован в Карельский национальный краеведческий музей г. Лихославля. В настоящее время он скромно занимает первый этаж здания, в котором размещен. 

Как и все народы России тверские карелы внесли свой серьезный вклад в историю нашей страны, в том числе в ее защиту от иноземных захватчиков.   27 героев Советского Союза были тверскими карелами. Среди них - дважды Герой Советского Союза Смирнов Алексей Семёнович из деревни Пальцево – командир эскадрильи истребителей, лично сбивший 34 вражеских самолета и 15 самолетов в группе, уроженцы деревни Нигерёво брат и сестра Владимир Фёдорович и Тамара Фёдоровна Константиновы; летчица, Герой Советского Союза Смирнова Мария Васильевна из д. Воробьёво. Тверскими карелами были профессор Фёдоров Михаил Васильевич (д. Стан) – известный микробиолог, известный финансист Соколов Георгий Ильич (д. Воробьёво),  доктор сельскохозяйственный наук Лебедев Виктор Михайлович (д. Пантелиха), ученый секретарь Карельского филиала АН СССР, составитель словаря карельского языка Пунжина Александра Васильевна, строитель Иркутской и Красноярской ГЭС, инженер-гидротехник, Герой Социалистического труда Бочкин Андрей Ефимович (д. Иевлево),  председатель совнаркома Карельской АССР, член комиссии по выработке Конституции СССР Бушев Павел Иванович (д. Гнездово)  и многие другие.

В начале 1990-х годах ставился вопрос о восстановлении Карельского национального округа, однако своего развития этот  вопрос не получил, в первую очередь в связи с проявившимися в тот период времени сепаратистскими тенденциями. 
В 1990  году было создано Тверское областное общество культуры тверских карел. В 1997 году была создана  Тверская региональная национально-культурная автономия тверских карел (с 2009 года председатель Н.А. Туричев), которая  в настоящее время имеет 12 отделений.  

Благодаря деятельности этих  организаций за последние 20 лет в районах области было проведено 14 фестивалей карельской культуры, которые стараются совмещать со днями поселков, где проводится фестиваль, в которых принимает участие до 1000 человек.   Данная деятельность получает некоторую поддержку Правительства области и адмнистраций ряда районов, 

Имеется 2 карельских народных ансамбля – в Твери (Кароел-окой) и Лихославле (Виржи). В районах действует еще около 20  ансамблей. На карельском языке пишет С.В. Тарасов и Н.М. Балакирев.  В области играют 2 ансамбля кантелистов (кантель – карельский инструмент, похожий на гусли).

Тиражом 1000 экз. издавалась газета на карельском языке, однако в 2016 году газета была издана только 1 раз. 
В селах и библиотеках имеется 23 музейных уголков, посвященных карельской истории и культуре. 
Радиопередача на карельском языке существовала до 2005 года, после чего вещание на карельском языке  вестись перестало. Было снято около 10 фильмов о тверских карелах. 

Имеется сайт национально-культурной автономии тверских карел, который ведется на общественных началах.
Определенную помощь тверским карелам оказывает действующее в Финляндии  Общество друзей тверских карелов.
Однако данных мер,  при всей их важности и полезности явно не достаточно для сохранения и развития тиверского карельского языка, культуры и национального самосознания тверских карел.   

Не решен  вопрос о поддержании контактов с другими этническими группами карел,  например с проживающими в Ленинградской области тихвинскими карелами.  

Советом было  рекомендовано:   

1) Для сохранения и развития тиверского карельского языка:
- придать тиверскому карельскому языку официальный статус в Тверской области;
- Министерству образования Тверской области провести работу по популяризации и мотивации изучения тиверского карельского языка анкетирование детей и родителей для выявления лиц, желающих изучать тиверский карельский язык; 
- создать в образовательных учреждениях, где обучается учащихся, желающих изучать тиверский карельский язык, менее 10 человек, факультативы по изучению карельского языка и литературы,  а там, где таких учащихся больше 10 человек,  – ввести данный предмет в региональный компонент программы;
- возобновить в Лихославльском педагогическом училище и педагогическом университете  подготовку учителей тиверского карельского языка и литературы.  

2) Для развития литературы на тиверском карельском языке:
- создать карельскую секцию Тверского отделения Союза писателей России;
- выделять гранты на создание произведений литературы на тиверском карельском языке; 
- собрать и издать произведения литературы и журналистики, написанные на тиверском карельском языке, начиная с конца 19 века, в т.ч. газета Карельского национального округа «Колхозан пуолех».

3) Для сохранения и развития карельской материальной и духовной культуры:
- создать культурный научно-туристический центр «Карельская этно-культурная деревня»  (в д. Мямино Лихославльского района, где эта идея поддерживается администрацией района);
- построить новое здание для Лихославльского культурологического музея с мастерскими для обучения детей национальным ремеслам;
- создать в Твери музей карельской культуры;
- оказать поддержку карельским музейным уголкам. 

4) Для решения административных и финансовых вопросов, связанных с сохранением и развитием тиверских карел: 
- выделять текущее финансирование за счет средств бюджета на издание газеты на карельском языке, сайта, радиопередачи, телепередачи, проведение культурологических мероприятий, рассматривая грантовую поддержку, как дополнительный  инструмент, а не финансовую основу поддержки языка и культуры; 
- ввести должность помощника губернатора по вопросам сохранения и развития языка и культуры тиверских карел.   

5.  Рассмотреть возможность воссоздания  Карельского национального округа в составе Тверской области с преобразованием ее в Тверской край.

6. Рассмотреть возможность придания тверским карелам статуса коренного малочисленного народа, в частности с осуществлением мер поддержки, предусмотренных для общин коренных малочисленных народов.  

Как видно из ответа Первого заместителя председателя Правительства  А.А. Титова от  31 марта 2017 года  практически все указанные рекомендации были практически  полностью проигнорированы. 

Так, автор ответа категорически  отказывается рассматривать вопрос о придании тиверскому карельскому языку официального статуса в Тверской области,  игнорируя  тот факт, что подобный статус  остановит процесс утраты тиверскими  карелами своего языка,   усилит интерес к нему  со стороны карелов и  других народов,  создаст условия для его возрождения. 
Автор ответа даже бравирует позорной для Тверской  области цифрой: лишь 7394 человека причисляют себя  к Тверским  карелам,  лишь 10 % из числа жителей Лихославльского, Спировского и Рамешковского районов,  где в 1926 году  удельный  вес карельского  населения был свыше 60 %, помнят о своем карельском происхождении. 

Автор ответа ошибочно полагает,  что  сохраняться,  изучаться и развиваться должны только языки коренных малочисленных народов,  подчеркивая при этом то, что тверские карелы не являются коренным малочисленным народом. Поэтому  изучение карельского языка, по мнению автора, нуждается в «дополнительном обосновании».    

Несмотря на то, что   политика Правительства Тверской области  ведет  к ускоренному вымиранию карельского тиверского языка, автор ответа данной политикой  вполне удовлетворен и  считает, что дни  культуры и фестивали культуры достаточны для популяризации  усиления мотивации изучения тиверского карельского  языка.

Уходит автор  ответа  от решения вопроса о восстановлении преподавания карельского языка в школах, ссылаясь на то, что в апреле 2017 года ГБОУ Тверской областной институт усовершенствования учителей  запланировано проведение мониторинга популяризации карельских языка и культуры.   Как видно планы  Первого вице-премьера  по какой-то причине не реализовались, так как на сайте Института о таком мониторинге  никаких сведений  нет. 

Не возможно, по мнению автора ответа и возобновление  подготовки учителей в Лихославльском педагогическом училище,  так как означенное училище присоединено к Педагогическому колледжу г. Торжок. Из ответа не ясно, почему такое присоединение препятствует  подготовке педагогических кадров. 

Из ответа следует, что  в адрес ГБОУВО «Тверской государственный университет» было направлено ходатайство о возможности  начать  подготовку учителей тиверского карельского языка и литературы. Как можно понять из сайта Университета, такой возможности Университет на нашел. 

Автор  ответа, в нарушение требований ст. 8 Федерального Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан» почему-то не направил  в Тверское отделение Союза писателей России предложение о создании карельской  секции  Отделения.  Автор ответа полагает, что Тверское  отделение «прорабатывает вопрос»  о создании  карельской секции ТО СПР, однако из сети «Интернет»  видно, что «проработка» ни к чему не привела: такой секции до сих пор.

Трудно комментировать выводы  автора ответа о том,  что «издание произведений  литературы  не является социальным  проектом». Для оценки этого  вывода нужны  познания в сфере, в учредления которой лучше не госпитализироваиться, и которыми я не обладаю.

Трудно согласиться с утверждением  автора ответа о том, что газета «Карельское слово», издающаяся ничтожным тиражом 500 экз., издается ежемесячно, так как в сети Интернет самая свежая ссылка на выпуск данной газеты относится к 1998 году. 
Вместо создания культурного научно-туристического  центра «Карельская этнокультурная деревня», автор ответа ссылается на то, что  «все хорошо»: в Лихославльском района уже  создан Карельский этно-центр «Мяммино».

Вместо решения вопроса о строительстве нового здания для Лихославльского культурологического музея автор ответа пишет про инициативу Совета ветеранов 1977 года и достижения того самого музея, ютящегося на первом этаже здания, новое здание которому  строить «нецелесообразно».

На этот же музей, который, как мы писали, занимает 1 эта небольшого здания, автор ответа ссылается на основании  для того, чтобы не  создавать в Твери музей тверских карел. 

Вопрос о материальной поддержке уголков культуры тверских карел подменен вопросом об оказании «методической помощи». 

И радио и телевещание на карельском тиверском языке, по мнению автора ответа,  возобновлять не надо, так  как язык уже практически изничтожен, им владеет  мене 50 % тверских карел, а введение  изучения этого языка может задеть чувства представителей 180 других народов,  проживающих в Тверской области. 

Невозможно признание тверских карел и самостоятельным коренным малочисленным народом Тверской  области, так как об этом  не обращалась и Национально-культурная автономия тверских карел. 

В связи с этим считал бы необходимым: 

1) Поставить в известность Президента Российской  Федерации о том, что  Администрация  Тверской  области среди администраций других регионов Российской Федерации  обнаруживает наиболее поверхностное и незаинтересованное  отношение к защите, сохранению и  развитию коренных народов, их сохранению и развитию. 

2) Обратить внимание Губернатора Тверской  области на недопустимость  подобного  отношения к правам  и законным интересам коренного народа области,  предложить  рассмотреть ранее направленные  рекомендации, как фактические  не рассмотренные, сообщить о результатах предпринятых мер. 

3)  Организовать мой  выезд в Спиринский и Лихославльский районы Тверской области,  посещение школ,  встречу с  карельской общественностью.       

А. Бабушкин

Оригинал