В эфире радиостанции «Эхо Москвы» журналист газеты «Московский комсомолец», заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Ева Меркачёва рассказала о том, как воспринимает свой арест находящийся в СИЗО экс-глава Коми Вячеслав Гайзер. Расшифровка беседы опубликована на сайте радиостанции 4 января.
«Когда человека арестовывают, — а это подтверждают очень известные психологи и психоаналитики российские и зарубежные, с которыми я общалась, — начинает ломаться весь организм. Понятно, что сыплется все. Это в данном случае не миф никакой, это так и есть. Если человек не принимает сам факт заключения под стражу, сам факт своего уголовного дела, преследования, тогда у него на фоне стресса начинает вся соматическая система давать сбой.
И мы знаем массу случаев, я бы называла это эпидемией рака, который в основном поражал чиновников — крупных чиновников, мелких чиновников, — которые поражали военных, оказавшихся за решеткой. Люди просто не могу уложить в голове такую схему, что они сейчас находятся за решеткой. Это никак не шло в их представления о жизни, в их планы.
Те же, кто, в принципе, считает это как приключение, как очередной какой-то этап, период, им легче, им проще, и они не болеют так сильно. И, в принципе, они держатся лучше. Могу привести пример с Гайзером. Он третий год встречает в СИЗО Новый год. И у него такое смирение было, по-моему, изначально. То есть он для себя решил, что в его жизни должно быть всякое. Сейчас в его жизни — вот это. Он достаточно спокойно относится ко всему. Он с самого начала стал заниматься спортом, решил, что он не будет ни ныть, ни жаловаться ни на что; что бороться внутри с системой бесполезно; что он будет просто стараться делать то, что считает нужным. И я вам скажу, что по сравнению с другими заключенными того же «Лефортово» он находится в прекрасной физической форме», — рассказала Ева Меркачёва.
Экс-глава Коми Вячеслав Гайзер и несколько бывших чиновников Коми стали фигурантами уголовных дел по отмыванию денег, вымогательству, коррупции и организации преступного сообщества в сентябре 2015 года. Рассмотрение дела по существу началось в Замоскворецком суде Москвы 19 декабря. Пока состоялось два заседания.