Вот и закончилась очередная наша эпопея, связанная с охраной насаждений хвойных в лесопарке Института лесной генетики. В последний раз, набросив на плечи рюкзак, куда собраны нехитрые пожитки волонтера (термос, фотоаппарат, запасная «штормовка»), покидаю уже давно ставший родным лесопарк.
В этом году операция «Елочка» имела ряд особенностей, вероятно, связанных с окончанием Года Экологии. Но — обо всем по порядку!
Непосредственно дежурствам предшествовала подготовка, включающая заготовку дров для дозорного костра и расклеивание по лесу запретительных баннеров, предупреждающих об ответственности за порубку и повреждение насаждений хвойных.
Начало операции было связано с небольшим инцидентом. Едва мы (группа волонтеров, костяк которой составляют студенты члены Дружины охраны природы ВГПУ) пришли на поляну, которая уже несколько лет служит опорным пунктом и начали разводить дозорный костер, как на наши глаза попалась какая-то мамашка, с невозмутимым видом срезающая веточки с растущей поблизости ели, чтобы (вы только представьте!) «дать подержать ребенку». От такого аргумента мы слегка остолбенели, а потом я поймал себя на желании швырнуть эту мамашку вместе с её потомством прямо в костер, как это делали ливонские «псы рыцари». Но, увы, условности оказались сильнее нас! Удовлетворившись тем, что испортили нахальной мамашке настроение и заставили её бросить сломанные ветки (их я нашел чуть позже шагах в двадцати дальше по тропинке), продолжаем заниматься костром и обустраивать «базовый лагерь».
Второй забавный случай произошел уже в последний вечер дежурства. Я направлялся на пост, когда на главной аллее лесопарка увидел двух студентов туркменов лесотехнического университета, носящихся среди елок, растущих вдоль аллеи, с азартом гончих, учуявших лису. По красным повязкам я догадался, что это — дневная охрана, выставляемая в районе посадок сибирского кедра.
Я представился и спросил, чем вызван ажиотаж, на что получил решительный ответ:
- Нам сказалы, что тут какой-то бабульк вэтки рэжэт!
Решительный вид будущих лесоводов невольно вызывал ассоциации с текинским конвоем его превосходительства генерала Лавра Корнилова, собирающегося «рэзать» сторонников А. Керенского. Я мысленно посочувствовал тем бабулькам и прочим нарушителям, которые попадутся такой охране.
Уж не знаю, с чем связано, но в этом году операции «Елочка» СМИ уделяло повышенное внимание. Только автор этих строк трижды давал интервью различным телеканалам, описывая проблемы охраны насаждений хвойных в предновогодний период.
В первый вечер охранять елки пришли около двадцати волонтеров. Это позволило нам разделиться на несколько групп и патрулировать всю территорию лесопарка, а не отдельные наиболее опасные участки. Следует отметить участие в охране известного воронежского эколога Алексея Саниева, проведшего интересный мастер-класс по выживанию в зимнем лесу.
В следующие дни волонтеров было уже меньше, но это вполне закономерно. По мере приближения Нового Года народ начинает заниматься подготовкой к празднику, а на оставшихся выпадает довольно интенсивная пешеходная нагрузка. За одно дежурство приходилось «наматывать» в общей сложности километров по пятнадцать, обходя лесопарк по периметру.
Если не считать инцидента с наглой мамашкой, то больше ничего экстраординарного в этот раз не случилось. Вероятно, сказалась не совсем подходящая погода для прогулок по лесу, а возможно (льщу себя надеждой!) это является итогом нашей работы по охране лесопарка, продолжающуюся уже девятый год. Помню, как первые три года у нас редкая ночь проходила без повреждения деревьев, погонь, задержаний и вызовов полиции. Последний такой случай пришелся на 2012 год. После этого серьезных повреждений (имеются в виду собирание лапника, снос макушек деревьев, а то и вырубка их под корень) в лесопарке не обнаружено. Но расслабляться по — прежнему нельзя!
Выводы по итогам операции «Елочка — 2017»:
1. Наша многолетняя деятельность по охране лесопарка Института лесной генетики в предновогодний период приносит свои плоды. Начиная с 2013 года, серьезных повреждений насаждениям не наносятся.
2. Охрана хвойных насаждений в предновогодний период привлекает всё больше народу. Идея становится все более популярной. Отрадно участие выпускников Дружины охраны природы ВГПУ.
3. С каждым годом операция «Елочка» проходит все более организованно, привлекает все большее внимание СМИ и наиболее популярных деятелей в области охраны природы. Несмотря на то, что охранять елки приходят ранее совершенно незнакомые друг с другом люди, между волонтерами быстро налаживается деловой контакт, а в действиях появляется известная согласованность.