Депутат-единоросс из Красноуфимска Андрей Мерзляков поставил камеру в женском туалете на заводе, которым по совместительству руководит. Звучит, как начало рассказа Хармса или Кафки, но это Россия-2017. Депутат поставил – и попался, на него завели дело по статье 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни»), потом подумали… и простили. Объяснили все это деятельным раскаянием. Публично депутат, кстати, не раскаялся: свои действия он объяснил тем, что искал на заводе «крота». – А почему в туалете? – Как мало вы еще знаете о кротах!
Нам в этой истории интересно, конечно, главное: по закону простили депутата или по блату. Давайте разберемся.
В Уголовном кодексе есть статья 75: «Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием».
По ней от ответственности можно освободить человека, ели он совершил преступление небольшой или средней тяжести впервые, пришел с повинной, помог раскрыть собственное преступление, возместил ущерб и перестал быть общественно опасным. Просто признать вину, подчеркивает Верховный суд, недостаточно, нужно еще и сделать что-то для исправления ситуации.
Явиться с повинной депутат не мог: версию про «крота» в женском туалете мы уже знаем. Способствовать расследованию своего преступления – тоже не способствовал. Остается надеяться, что загладил вред, но это должны решать уже потерпевшие – посетительницы того самого туалета. А учитывая тот факт, что депутат – их начальник… В общем, ситуация, как вы понимаете, спорная.
Можно лишь предположить, что депутат выплатит моральный ущерб. Как его посчитали? Наши суды редко верят людям на слово и требуют документов: например, чеков на покупку успокоительных. Без них – никаких моральных страданий. Впрочем, депутат, скорее всего, сам договорился с потерпевшими о сумме выплат. И тут мы снова вспоминаем, что он руководит тем самым заводом, где есть туалет, в котором видеокамерой ловили «крота».
Утратил ли теперь единоросс общественную опасность? – Это решает только судья, основываясь на своих «внутренних убеждениях», в законе формальных критериев нет. Надеемся, что через пару месяцев в туалете не заведется новый «крот», хотя тогда наказание должно будет стать более жестким, чем предполагалось в пером случае.
А теперь – пару советов: что делать, если вы сами столкнулись с видеонаблюдением в непредназначенном для этого месте.
Первым делом – пишите заявление в полицию, фиксируйте причиненный моральный ущерб (помните про чеки!).
Впрочем, для вуайериста одним возмещением ущерба дело может и не кончиться. Санкции по части 2 статье 137 УК (все то, о чем мы говорили, плюс использование служебного положения, как в случае депутата) – до 4 лет лишения свободы.
Но чаще всего рассматривается именно распространение информации, а не ее сбор. Мы слышим о том, как наказывают за фотографии, а не за то, как они сделаны. Суды гораздо больше любят наказывать за покупку ручек с видеокамерами, чем за их применение против конкретных людей. Но об этой проблеме стоит поговорит отдельно, раз существованию такой статьи в УК на пресс-конференции удивился даже Владимир Путин.