Сегодня на заседании ЦИК РФ обсуждался вопрос о мобилизации избирателей. Слово это всплыло в связи с рассмотрением вопроса повестки дня, обозначенного как «О проблемах избирательной системы Московской области». Член ЦИК РФ Николай Левичев показал неоднократно размещенный в Интернете слайд, на котором фигурирует некая схема по организации штаба по привлечению избирателей на выборы путем подачи ими заявления на голосование по месту нахождения («Проект мобилизация»).
В публикациях предполагалось, что такое привлечение осуществляет администрация Московской области. Выступавший вслед за Левичевым Руководитель администрации Московской области Михаил Кузнецов открестился от этого материала, и в общем-то пока не существует убедительных доказательств того, что это творение действительно принадлежит администрации и разослано от ее имени. Кузнецов предположил, что, возможно, это – материал «Единой России».
Другой сюжет, обсуждавшийся в рамках вопроса о проблемах избирательной системы Московской области – голосование в доме престарелых в городе Клин. К жителям этого дома пришла избирательная комиссия и собрала (иначе не назовешь) с них бюллетени с галочками. Заявки на голосование вне помещения для голосования в избирком были переданы персоналом учреждения и одному богу известно, выражали или нет жители дома желание участвовать в выборах. Есть сильное подозрение, что не выражали, поскольку по свидетельству очевидцев многие из них уже мало реагируют на окружающее (но не признаны судом недееспособными!).
В действительности эти два сюжета очень связаны: они о проблеме добровольности голосования на наших выборах и о способах повышения явки (легитимности). Можно или нет «мобилизовывать» избирателей такими способами?
А кто сказал, что нельзя? Принуждение не доказано, да и доказано быть не может.
Партии могут мобилизовывать своих сторонников? Могут. Более того, это естественное поведение партий на выборах. А передавать заявки на голосование вне помещениях через третьих лиц можно? Можно. У нас соцработники этим и занимаются: помогают престарелым и инвалидам (и, кстати, действительно часто помогают).
Юридически тут все чисто, но что-то все-таки не так…
Это «не так» лежит глубоко в природе наших выборов. Связано оно с имманентным дефектом – фактическим доминированием на выборах одного участника, причем неформального и заодно являющегося фактическим организатором выборов. Участник этот называется «администрация», в простонародье «вертикаль власти».
И мобилизация сторонников «Единой России» - ни что иное, как административная мобилизация, поскольку «ЕР» - лишь юридическое оформление главного участника выборов. Поскольку избирательный штаб «ЕР» - это фактически штаб административного участника со всеми имеющимися у нее ресурсами. Поскольку сотрудники собесов – это люди, которые получают зарплату от исполнительной власти, а дома престарелых – государственные или зависящие от государства учреждения.
Избавиться от этого эффекта, увы, невозможно при наличии действующей вертикали власти (собственно – это противоположность разделенным ветвям власти). Невозможно сделать выборы настоящими в существующей системе, слишком сильно они связаны со многими политическими и государственными институтами. И даже частный обсуждавшийся сегодня вопрос о том, что же делать с людьми, фактически не имеющими возможности осознанно голосовать (но не признанными судом недееспособными) по тем же причинам пока не имеет решения.
Впрочем, если вдруг администрация по каким-то причинам захочет решить частный вопрос (например, даст строгое указание избиркомам, чтобы первым вопросом при голосовании вне помещения был: «Вы подавали заявку на голосование?»), то этот частный вопрос будет решен. Московские выборы 2012 года, на которых как по мановению волшебной палочки не использовались массовые фальсификации при подсчете голосов, - хороший тому пример.